В Средневековье люди всерьез верили что Земля плоская, что она стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, топчут панцирь гигантской черепахи. И чтобы посмотреть на Край Света, они шли через всю Европу на запад, к мысу Финистерре на Атлантическом побережье. Ходят туда пилигримы и до сих пор, продолжая таким образом свое паломничество по Пути Святого Иакова.
Статистика говорит, что лишь каждый десятый паломник, придя в Сантьяго, идет дальше еще 80 километров до мыса Финистерре. Зато тот, кто на такое решается, уж точно не матрасник, не weekend piligrim. Camino Finisterre – это тот самый Путь Святого Иакова, к которому мы привыкли до Саррии, когда на тропе стали встречаться орды туристов без рюкзаков, мозолей на ногах и улыбок на лицах. Тут все снова по-настоящему.
Изначально мы планировали идти пешком весь Путь на Край Света. Однако реальность внесла коррективы в эти ожидания. Оставшись на полдня в Сантьяго, чтобы побывать на службе для паломников и посмотреть полет ботафумейро, самого большого в мире кадила, мы потеряли возможность пройти все 80 километров до Финистерре, а потому решили не заморачиваться с поиском новой стартовой точки, а проехаться на автобусе до городка Мушия на берегу Атлантического океана.
Мушия – это крупный центр христианского паломничества, не менее популярный, чем Край Света. А потому пилигримы, у которых есть время сюда заглянуть, стараются это сделать. Вот и мы прибыли в это легендарное место. Тем более, что отсюда всего 32 километра до мыса Финистерре – финальной точки нашего путешествия.
Автобус, на котором мы ехали в Мушию, был забит галисийской школотой.
— Fucking tourists! – Сказала девочка-оспитальеро в альберге в Мушии, рассказав, что в эти дни в городке проходит какой-то музыкальный фестиваль, а потому в приют для пилигримов постоянно приходят проситься на ночевку обычные люди.
Я сначала не понял, почему она так резко отозвалась о гостях фестиваля, но уже через несколько часов осознал всю глубину местной трагедии. Об этом расскажу позже.
Поселившись в альберге, мы отправились на край Мушии, где на мысе рядом с маяком стоит Церковь Девы Марии на лодке. Этот храм был построен еще в средние века на месте, где, согласно преданиям, Дева Мария помогала Святому Иакову проповедовать христианство на Пиренейском полуострове. Она-де приплыла сюда на лодке, чтобы сподвижничать ученику Иисуса.
Те, кто видел фильм "Путь" с Мартином Шином в главной роли, наверняка узнают это место. Герои картины закончили тут свое паломничество.
Будете смеяться, но этот огромный валун считают окаменевшей лодкой, на которой сюда приплыла Дева Мария. Пролезть под ним — к счастью.
Расколотый камень справа от церкви — памятник катастрофе танкера "Престиж" в 2002 году, после которой все здешнее побережье было залито нефтью. Весь мир тогда помогал Испании бороться с последствиями. Даже в Украине волонтеров набирали.
Осмотрев церковь и ее окрестности, мы вернулись в Мушию, где на набережной вовсю начиналась вечерняя жизнь. Многочисленные африканцы и латиноамериканцы открывали тут свои торговые палатки, а в кафешках можно было отведать пульпу – жареных в масле осьминогов, коронное галисийское блюдо.
На улице стоял шум, поэтому я лег спать в берушах. В таких путешествиях этот аксессуар обязателен – он раз и навсегда избавляет тебя от лишних шумов. Впрочем, при сильной вибрации он бесполезен. От нее я и проснулся посреди ночи. Вытащил из ушей затычки и услышал, что, несмотря на поздний час (около 3:00), на набережной до сих пор веселье – группы играют музыку, акцентируя внимание на басах и ударных. Видимо специально, чтобы у местных жителей не было никакой возможности заснуть.
Поворочавшись с десяток минут, я все-таки ушел снова в сон, ожидая, что вот-вот этот шум и вибрация прекратится. Но в 6:30 утра праздник и не собирался заканчиваться.
— It's my life! – Пел негритянским голосом кто-то невидимый со сцены. Пилигримы в альберге проснулись (хотя, наверное, не все и засыпали) и зло смотрели друг на друга.
Кафе утром было разделено на две части. За тремя столиками сидели завтракающие паломники, еще за тремя – красноглазые молодые парни, гулявшие всю ночь и, судя по бутылкам с пивом перед ними, не собирающиеся прекращать отдых.
Удивительно, как местные жители не закидали гостей города и их аппаратуру, гремящую всю ночь, коктейлями Молотова? Подумать только, какой мирный народ!
Мы прошли насквозь совсем небольшую Мушию, вышли на берег океана, нашли там стрелки и пошли по ним по направлению к Финистерре. Нас было уже не трое, а четверо. Афроамериканская девушка, про которую я рассказывал в одном из предыдущих репортажей, не зря пошутила, что нам будет не так уж трудно найти себе еще одну молодую германскую подружку, если потеряем по дороге Наташу. Так и случилось. В альберге мы познакомились с немкой Лаурой, которая попросилась идти на Край Земли вместе с нами.
Дорога между Мушией и Финистеррой идет вдоль океана, то отдаляясь от него, то снова приближаясь.
Причем, нет значения, в какую сторону вы идете. Оба направления – правильные. Это ведь уже не Путь Святого Иакова, где шагать нужно только к Сантьяго. Финистерре (Фистерра на галисийском языке) и Мушия одинаково ценны для паломников, а потому каждый сам выбирает, куда ему идти и в какой последовательности. И даже желтые стрелки на этой дороге указывают и туда, и туда. А буквы M и F на указателях значат не мужской и женский туалеты, а конечные пункты движения.
Дорога от Мушии до Фистерры была самой приятной и красивой за последние несколько дней. Отличная природа, близость океана и отсутствие большого количества людей на тропе вызывали состояние умиротворения и радости.
Единственное, что портило настроение, это моя нога, которую я предыдущим вечером потянул, прыгая, аки козочка, по камешкам у Церкви Девы Марии на лодке.
— А ведь мог и сломать! – Помню, подумал я, когда нога опасно вывернулась, опершись на наклонный камень. А на утро я стал ощущать режущие боли в стопе и голени, и никакие волшебные голландские таблетки уже не помогали.
А до Финистерре было 32 километра. Вернее, даже 33, учитывая, что в одном месте мы пропустили стрелку и сделали небольшой крюк через пару необязательных сел. Причем, таким образом «отметились» не только мы, но и французский паломник, встреченный по пути.
Еще несколько лет назад большого моста не было — только брод под ним, через который пилигримы вынуждены были переходить босиком.
Пообедав в городке Линьес, расположенном прямо посередине между Фистеррой и Мушией, и двинувшись дальше, мы с Андреем обнаружили, что потеряли немецких девушек. Они за последние километры очень сдружились между собой, а потому шагали дуэтом. Дуэтом и потерялись. Мы подождали их минут 10-15, сходили на поиски – не нашли. Ну и ладно, не маленькие ведь! Тем более, у Лауры есть подробная карта маршрута.
Чем ближе был Финистерре, тем становилось труднее мне идти. Нога болела все больше и больше, требуя постоянных остановок. Еще и дождь с туманом накрыл окрестные сопки. Мелкий, но неприятный.
В паре километров от Фистерры мы сделали привал на остановке, чтобы чуть передохнуть и дождаться девушек. Сидели минут сорок, я даже вздремнуть успел, но наши немки так и не появились.
Мой рюкзак. Маленький и легкий — всего 5-6 кг.
Желтые стрелки и указатели уже возле границы городка Финистерре внезапно свернули куда-то в горы. Но я знал, что паломники, идущие из самого Сантьяго без крюка в Мушию, последний участок пути проходят по берегу океана. Так что мы с Андреем отошли от официального маршрута и свернули к побережью. Тут обустроена шикарная мостовая вдоль пляжа, любо-дорого смотреть и идти.
Дождь и боль в ноге, ну и ладно. Совсем чуть-чуть осталось!
Нашли приятный альберге недалеко от пляжа и заселились там, предупредив владельца, что к нам присоединится еще один человек (Лаура уже этим вечером уезжала обратно в Сантьяго). А Наташе я передал информацию о нашем местонахождении посредством WhatsApp.
— Виця! – Представился наш сосед по комнате.
— Дай угадаю, белорус? – Поинтересовался я.
— А как ты догадался??? – Удивился Виця.
Сходили на пляж, где окунулись в очень холодной воде, вернулись в альберге.
— Ваши девушки пришли! – Улыбнулся нам оспитальеро.
Наташа и Лаура показали нам царапины на теле и рассказали, что в определенный момент почему-то решили пойти не по желтым стрелкам Пути Святого Иакова, а по зеленым туристическим. И в итоге они оказались где-то посреди зарослей у самого обрыва, спадающего в океан. В общем, намучались, пока выбирались на правильный маршрут.
— Вам, кстати, от Сельо привет! – Сообщила Наташа.
— Он что, тоже там в кустах был?
— Нет, встретила его тут в Финистерре на автостанции. – Он сегодня в Мушию на автобусе уезжает.
— Теперь ты понял, что именно Наташа настоящий герой этого произведения? А мы лишь статисты. – Заметил Андрей.
На Край Света сегодня решили не идти, растянем паломничество еще на завтрашний день. Поужинали в ресторане на берегу моря, сделали небольшой крюк по вечернему городку и вернулись в альберге спать.
Проснулись поздно. Смысла вставать в 6:30 уже нету. Всё, мы пришли!
После завтрака Наташа решила остаться в альберге, у нее еще вчера поднялась температура, ей хотелось отлежаться. А мы с Андреем сначала сходили на пляж покупаться, а потом отправились на Край Света.
— Угадай, какой национальности вон те четыре дамы на краю пляжа! – Задал я загадку Андрею.
— Русские что ли? Откуда ты узнал?
— Во-первых, они в Испании купались по очереди. Сначала трое были в воде, а одна охраняла вещи на безлюдном пляже, а потом они друг друга сменили. Во-вторых, они полезли в холодную воду, а так тут на пляже делаем только мы. И, в-третьих, когда я проходил мимо, одна из них задала вопрос подругам: «А рванем сегодня к водопаду?»
От центра городка Финистерре до одноименного мыса, где находится средневековый Край Света, три километра ходьбы. Нога болит адски, но идти нужно.
Идем в потоке счастливых пилигримов. Все уже оставили рюкзаки в приютах для паломников и идут на Край Света налегке, веселясь и фотографируясь друг с другом. Многонедельный изнуряющий поход закончится всего через несколько минут, разве это не повод для радости?
Возле столбика с надписью «0.00 km» целая очередь из паломников. Видимо, раньше эту табличку постоянно воровали, а потому теперь ее надежно забетонировали.
Конечно, сейчас географам да и широкой общественности известны более углубленные на запад точки в Континентальной Европе. Тот же мыс Рока в Португалии, да и в здешних окрестностях есть такое место. Но именно мыс Финистерре столетиями, если не тысячелетиями, считался Краем Света, за которым только океан, слоны и черепаха.
Да, теперь мы знаем, что Земля круглая, что слонов можно увидеть в зоопарке, а черепаху – в зоомагазине. Но величественность момента все равно ощущается. Мы дошли! Мы сделали это!
Стивен Хокинг тоже сделал это! Фотография, висящая внутри маяка.
Сам маяк. Кстати, помните историю про американский авианосец, капитан которого требовал, чтобы маяк свернул с их пути? Вот это именно тот самый маяк, чья отважная команда с боевой канарейкой в составе отказалась выполнять приказ американских военных.
Вернувшись в альберге, застали Наташу. Она сказала, что собирается сходить перекусить, мы же планировали пару часов поспать.
Проснулись ближе к вечеру, Наташи нету. Посидели в холле, подождали – она не вернулась. В WhatsApp наша подруга не отвечала. А есть-то хочется. Пошли на набережную.
Долго искали место, где уже подают ужин, пока не нашли ресторанчик, на террасе которого встретили белоруса Витю. Он, кстати, этим утром выбыл из альберге, решив перекантоваться еще несколько дней в палатке на Hippy Beach – огромном океанском пляже в дальней части городка Финистерре.
Есть ли секс на Пути Святого Иакова? Наверняка, вы задавались таким вопросом, когда читали мои репортажи об этом маршруте. Есть! Во всяком случае, так утверждал наш новый знакомый и даже показывал фотографии итальянской паломницы, с которой он имел интим в городе Леон.
— Эгегей! – Помахал я знакомой девичьей фигурке, проходившей мимо нас по набережной.
— Эгегей! – Ответила она и двинулась в нашу сторону. Это Ким, паломница из Швейцарии, с которой мы неоднократно сталкивались на Пути, но последний раз видели аж на подступах к Саррии неделю назад. – Я так рада видеть вас, парни! Мы сделали это!
Пора идти встречать закат над Краем Света! Ким, правда, не смогла составить нам компанию, она пообещала уже с кем-то встретиться за ужином. Но нам-то ничего не мешает! Надо только заскочить в альберге, попытаться найти там Наташу.
Наташа там, действительно, была. Но была она там отчего-то злая на нас.
— Как, вы уже покушали? Без меня? – Возмущалась она.
— Да! Ты же уходила кушать. Мы проснулись, целый час тебя ждали, отправили тебе сообщение в WhatsUp, но ты не ответила. Что нам оставалось делать? Идешь с нами встречать закат?
— Нет! Я же уходила перекусить, а не покушать! А теперь я хочу есть! – Странная она, но мы уже привыкли.
Вечером на мысе Финистерре.
Девочки из Ирландии, приобщенные к украинскому мелкобуржуазному национализму.
Андрей красуется перед ирландками.
На Пути Святого Иакова много исторически сложившихся традиций. Я уже рассказывал про некоторые из них, к примеру, про ношение ракушки морского гребешка на одежде и рюкзаке или про камень, который паломники тащат из родного города, чтобы положить его на вершине кургана в местности Cruz de Ferro. Но самая последняя такая традиция существует на Краю Земли на мысе Финистерре. Дошедшие сюда пилигримы сжигают обувь или какой-нибудь элемент одежды, в которых шли по маршруту. И этот жест символизирует окончание паломничества. Очень трогательное событие.
Впрочем, из десятков людей, собравшихся тут на мысе, жег свои вещи только я. Я специально прихватил с собой футболку, в которой шел по Пути Святого Иакова и в прошлом году, и в этом. Поджечь ее на ветру, конечно, было сложно. Но белорус Витя, которому я поручил это задание, справился с ним. Майка запылала и к нам тут же подбежали другие пилигримы, чтобы сфотографировать процесс.
Мы допили пиво, купленное тут же в кафе и отправились в альберге. Завтра утром начинался долгий путь домой и новая жизнь, в которой Путь Святого Иакова уже случился.
БОНУС Если вы читали мои рассказы про Путь Святого Иакова, то знаете этих людей.
Немец Михаэль (Миша)
Пара французов из Авиньона.
Ким
Витя
Сельо (Хромой Пацан)
Разговорчивая американка из Коннектикута.
Всё!