Чтобы добраться до музея Мусоргского, нужно от Москвы проехать четыреста километров по трассе «Москва-Балтия». От Питера будет поменьше. Пока едешь, думаешь о судьбе Модеста Петровича и слушаешь его оперу Борис Годунов. И можно гарантировать: километров так через сто пятьдесят у вас будет настроение хуже некуда – мрачное и тревожное, как вступление к опере…
Судьба этого великого русского композитора была не очень везучей, вся какая-то ломаная. Родившись в типичной дворянской семье, ведущей свое начало от самого Рюрика, он с детства умел и любил музицировать. Но как потомственный дворянин, должен был какое-то время послужить царю и Отечеству. В семнадцать лет, после окончания привилегированной Школы гвардейских прапорщиков, юный Модест был определен в Преображенский гвардейский полк. Жизнь начинала складываться вполне ожидаемым образом. Но спустя несколько лет он внезапно оставляет службу и целиком погружается в музыку. С этого момента закончилась его благополучная жизнь и началась творческая – полная счастливых озарений и тяжких разочарований…
И тут надо сказать, что Мусоргский, несмотря на то, что был барином, оказался на удивление народным композитором. В том смысле, что в его исключительно новаторском подходе присутствовала весьма весомо тема народных песен и напевов. Он видел в этом и опору для своей творческой концепции, и источник вдохновения. И оттого, видимо, его гений не был безоговорочно оценен современниками. Многие коллеги и музыканты снисходительно относились к его произведениям, считали их не достаточно совершенными в гармонии, форме и оркестровке. Отчасти, это соответствовало действительности. Поэтому его произведения приходилось доводить до ума перед постановками или исполнениями. Огромную помощь в этом Мусоргскому оказывал его близкий друг Римский-Корсаков, в редакции которого публика впервые знакомилась с произведениями Модеста Петровича.
Но несмотря на то, что «Борис Годунов» был поставлен и с триумфом шел в Петербурге, личная жизнь и дела у Мусоргского не шли. По нему больно ударила крестьянская реформа 1861 года, оставив без средств к существованию. Будучи человеком либеральных взглядов, он даже в ущерб своим материальным интересам пошел дальше и уступил свою долю наследства, чтобы с освободить крестьян от выкупных платежей. Поэтому наряду с поиском своего пути в музыке и написанием новых произведений ему приходилось унизительно служить в государственных учреждениях.
Жизненные неурядицы, алкоголь постепенно сводили на нет и без того не дюжинное здоровье композитора. В 42 года он умер, оставив после себя такие выдающиеся произведения, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
Дом-музей Мусоргского расположен в старинном доме с мезонином, который раньше принадлежал его родному деду. Найти его просто. Нужно свернуть с трассы «Москва-Балтия» на четырехсотом километре и дальше, где по асфальту, где по грунтовке, еще проехать километров пятнадцать до села Наумово. Здесь кругом полно ведомственных домов отдыха, так что есть, где остановиться. Да и при самом музее есть гостевые домики и баня. В музее работают милые люди и с радостью вам все покажут и расскажут. А если повезет, то попадете на какое-нибудь музыкальное мероприятие – еще и наслушаетесь замечательной музыки... Возвращаясь обратно, я вот поставил запасенный ранее диск с «Ивановой ночью на Лысой горе». Скажу вам честно: крутая вещь, но веселее от неё так и не стало!..
Анатолий Струнин