14.08.2013
Накануне ночью несколько раз начинались весьма горячие дебаты на тему «пробовать двигаться или ждать». Ожидание было хоть и не очень долгим, но сначала ждали: много в Тикси, потом немного, но волнительно, на Буор-хая, теперь в Восточно-Сибирском – наверное поэтому двое суток показались очень длинным ожиданием.
Капитан «Николая» предлагал весьма решительные меры для попыток двигаться дальше при сильном встречном ветре – увеличивать осадку путем дополнительного балластирования забортной водой, уменьшать парусность путем «заваливания» мачты. Капитан «Андрея» просто нервничал, так как переживал из-за недостатка пресной воды и понимал, что их коч МОЖЕТ двигаться и при 7-8 метрах встречного ветра, а «Николай» — нет. Немного переживали и нервничали и некоторые участники команды. Но Рогожин с Волобоем методично принимали прогнозы и стоически держались поморского принципа «лучше обождать».
Предыдущий вечер и ночь раз в 30-45 минут замеряли скорость ветра. С 5.30 началось явное ослабление ветра, и, сняв с интервалом в полчаса еще три раза показания анемометра, говорящие о том, что ветер сдулся до 5-6 метров в секунду, было принято решение сделать еще одну попытку дойти до реки с пресной водой. В 7.00 кочи снялись с якорей.
Скорость поначалу была на грани – в районе двух узлов, с падением на порывах ветра и приходящей периодически большой волне. Но часа через полтора ветер скис до легкого бриза. Тем не менее, до траверза устья реки Гальгаваам шли весьма долго. Дальше была разработана целая операция «Пресная вода» с тактическим планом и расписанными ролями, которая была глупо сорвана по причине невнимательности. Вдаваться в описание подробностей нет особого смысла, ибо в любой экспедиции бывают ситуации, которые можно объединить одной мыслью — «Мелочей не бывает», и все они нас учат именно этому девизу.
В общем, не доходя одной мили до устья, «Николай» сделал боевой разворот и лег на новый курс на Колыму. Так как нельзя терять драгоценное время, которое погода отпускает нам для движения.
На бортах пересчитали остатки пресной «малосоленой» индигирской воды и решили, что прорвемся. Волобой с Рогожиным скрупулезно изучив карты, нашли еще одну речушку, дающую шанс «опресниться», примерно в 30 милях к востоку. Тем более, что лежит эта речушка с чукотским названием Ватапваам прямо на маршруте.
К этому времени в обоих экипажах уже были смастерены фильтры для чистки от ила и песка забортной воды и очистки воды, набранной в Индигирке. Были приняты также и другие меры по отношению к качеству воды – нашли и выбрали, что лучше заваривать для питья, чем и как «заглушать» мерзкий специфический привкус.
На «Андрее» фильтрацией воды занимался большой специалист Вадим Рябиков, а на «Николае» Димой Афендиковым была создана целая производственная лаборатория, которая выпустила первых два фильтра: «ФОПА 1» (Фильтр Очистки Питьевой воды Афендикова) и «ФОТА 1.1.» (Фильтр Очистки Технической воды Афендикова) и продолжила готовить разработку фильтра второго поколения «ФОУА 2». (Фильтр Очистки Универсальный Афендикова).
Для изготовления фильтров были использованы: пластиковые бутылки из-под минералки (где до этого были ром и вискарь), гигиенические ватные диски, вата стерильная, бумажные салфетки, бинт и активированный уголь. Ну и, конечно, не обошлось без нано-технологий (так заверяет автор). По возвращению из экспедиции Афендиков планирует получить соответствующие патенты на изобретения и пойти со стартапом в Сколково, неподалеку от которого живет (святая наивность).
Ветер совсем перешел в состояние легкого бриза, и с увеличением скорости кочей поднималось и настроение участников похода. Тем более, что сам по себе день выдался солнечный и необычно теплый – термометр первый раз с Тикси показал полноценных +10 градусов, что было близко к правде.
Вторую половину дня, после неудачного захода на Гальгаваам, экипаж «Николая» провел в ПХД (полевых хозяйственных делах) – наводили порядки в берлоге. А именно: выгребли пыль и скопившийся мусор из всех щелей в кубрике (кубрик – не совсем правильное название нашего кочевого жилого помещения, правильнее его по-поморски назвать «чердак», но кубрик, наверное, будет понятнее), надраили полы внутри кубрика и на носовой палубе, разобрали кухонную шконку, вычистили гальюн, поправили по мелочи такелаж, зачистили контакты на морской радиостанции (которая начала хандрить последние дни), запаковали и запрессовали скопившийся мусор, профильтровали все оставшиеся скромные запасы воды, подразобрали личные вещи – в общем, коч снова стал похож на обитаемое морское кочевье, а не на медвежью берлогу.
В светлом и приподнятом настроении продолжали «нагонять» график, снова перешли на стандартные шестичасовые вахты и круглосуточное движение. Прогноз вроде обещает на 2-3 дня вполне приемлемую для движения погоду. Дай то Бог!
Все живы-здоровы. Завтра к вечеру-ночи должны достигнуть Колымы. Именно отсюда 365 лет назад Семен Дежнев начал свой поход на Чукотку, по пути открыв и пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный Беринговым.
Координаты на момент новости (00.30 15 августа): Восточно-Сибирское море, N70°51’ E159°18’