Нынешнее, сентябрьское путешествие в Италию включало в себя два города: Флоренцию и Рим. Четыре ночи в городе Данте и три в Вечном городе, с обязательным посещением Сиены, и, возможно Пизы. В Пизу, из «цепких объятий» Флоренции, я вырваться не смог, а в Сиену мы съездили на автобусе.
Моего словарного запаса не хватает, что б описать Божественную красоту Сиенского собора. Это Шедевр, впитавший в себя разные архитектурные стили, с каким- то дьявольским чутьем гармонии. Богатый декор вовсе не кажется перегруженным, все детали вписаны в эстетический контекст. Устремленные ввысь вимперги и резные пинакли, свойственные французской готике; облицованный полихромным мрамором и покрытый богатым скульптурным декором, фасад; три глубоких профилированных портала; изящные галереи с аркадами; огромная роза, над центральным порталом, обрамленная скульптурами апостолов и пророков; семидесяти семи метровая колокольня, облицованная, как и все здание собора, черно-белыми мраморными полосами, — в этом романско-готическом синтезе, человеческий гений, в акте не человеческого творения породил шедевр.
Интерьер собора не уступает в красоте его внешней отделке. В плане основания Дуомо представляет латинский крест, делится на три продольных нефа; трансепт двухнефный.
В левом нефе, в одной из капелл находится библиотека Пикколомини. О ней я узнал еще до поездки, благодаря очень интересной и обстоятельной заметке Ларисы, здесь, на Турбине. Какое-то щемящее чувство утраченной красоты, почему-то не покидало меня, пока я рассматривал великолепные фрески и затейливый орнамент , словно я заглянул в таинственную комнату, где «живет» платоновский идеал красоты, эйдос.
Расписал библиотеку Пентуриккьо, по заказу папы Пия lll, после его смерти. Фрески иллюстрируют эпизоды из жизни папы Пия ll ( дяди Пия lll). Библиотека была построена в 1492 году, для хранения богатейшего книжного фонда, собранного папой Пием ll, но книги так и небыли перенесены в библиотеку. В библиотеке хранится множество ценных иллюминированных антифонариев и мраморная группа «Три грации».
Антифонарий (книга с текстами песнопений)
Рядом с входом в библиотеку Пикколомини находится грандиозный алтарь, созданный в 1481-1485 годах Андреа Бреньо, посвященный папе Пию ll, и в тоже время был призван прославлять все семейство Пикколомини, игравшее важную роль в политической и культурной жизни Сиены. Этот алтарь состоит из трех рядов ниш. Четыре статуи работы Микеланджело (святой Петр и святой Пий справа и святой Григорий и святой Павел слева) установлены в нижнем ярусе в самом начале шестнадцатого века. В верхнем ярусе алтаря представлена скульптура «Мадонна с младенцем» (1397-1400), ранняя работа Якопо делла Кверча. В алтарной нише находится полотно Паоло ди Джованни Феи 1385 года, на котором также изображена Мадонна с младенцем. Верхняя левая ниша алтаря пуста, поскольку Микеланджело так и не завершил предназначенную для нее статую святого Матфея.
Купол возвышается на шестиугольном основании , украшенном шестью большими позолоченными статуями святых, вверху становящийся двенадцатигранным.
Николо и Джованни Пизано создали подлинный шедевр готической скульптуры — кафедру, восьмиугольную в плане, украшенную изысканными рельефами и скульптурами. Четыре из восьми угловых колонн опираются на фигуры львов, центральная колонна стоит на атлантах. Колонны соединены полукруглыми трехлопастными арками. Над капителями установлены мраморные фигуры, символизирующие добродетели, и выделяющаяся большим размером фигура Христа.
В капелле Сан Джованни Баттиста находится скульптура Иоанна Крестителя, принадлежащая Донателло. История этой капеллы очень интересна. Её строительство началось после того как папа Пий ll привез в Сиену бесценную реликвию – правую руку Святого Иоанна. Затем она была расписана фресками на евангельские темы, уже известным нам Пинтуриккьо. Бронзовая статуя Донателло помещена в центре капеллы, а под ней — мраморная купель Антонио Федериги, сделанная им в 1465-1468 гг.
Уникален мраморный пол собора