Чтобы составить более полное представление о городе, иногда бывает полезным свернуть с улицы и заглянуть во дворы, именно там, скрытая от посторонних глаз, кипит настоящая жизнь любого мегаполиса.
И еще, не будем забывать о том, что сами местные жители воспринимают свой город, глядя на него, именно изнутри, а не снаружи, как мы — приезжие.
1.
По ходу дела родилось следующее наблюдение: в Глазове очень много свободного пространства, и почти отсутствует точечная застройка. Дворы плавно переходят в скверы, скверы — в детские площадки, для которых места здесь хоть отбавляй.
Можно пересекать кварталы вдоль и поперек, при этом не встречая каких-либо препятствий в виде заборов, шлагбаумов и др., всего того, чем богаты наши дворы, зачастую превращенные в укрепленные остроги.
Большинство дворовых территорий могут с гордостью похвастаться неплохими тротуарами, а также асфальтированными дорожками.
Пользуясь этими благами, местные Шумахеры иной раз не стесняются прокатиться с ветерком по двору, словно это не двор, а скоростная магистраль.
2.
Приходится, не теряя бдительности, вертеть по сторонам головой, ведь здесь, в стороне от шумных улиц можно без труда обнаружить массу интересных артефактов, например, памятный крест, который установлен на фундаменте когда-то разрушенной Георгиевской церкви.
3.
Одновременно, делаем вывод, что планировка современных городских улиц часто не соответствует исторической. На этом месте, возможно, была площадь, а теперь пустырь, который даже сквером не назовешь.
Кстати, Глазов имеет так называемый редкий тип веерной (радиально-дуговой) планировки улиц, когда все улицы сходятся в единой точке. С высоты это похоже на глаз и ресницы, отсюда вторая версия происхождения названия города.
Интересный факт — местные жители всерьез уверены, что именно Глазов является родиной лучевой планировки улиц, хотя с этим утверждением можно и поспорить, например, планировка средневекового Хлынова ).
4.
Теперь я понял, почему из окна автобуса не увидел ничего примечательного, все самое интересное почему-то спряталось в глубине жилых кварталов.
5.
Начнем с детских площадок, их здесь великое множество, наравне с современными сохранились и те, которые строились для детей из социалистического прошлого.
Те мальчики и девочки давно выросли, а их площадки неплохо сохранились. В чем дело? В Глазове перевоспитали всех хулиганов?
Понастольгируем!
6.
Иногда такие площадки образуют настоящий симбиоз из добрых старых времен и пафосной современности.
Современные городки я намеренно игнорировал, их много, их все видели, в большем или меньшем достатке такие комплексы имеются в каждой деревне, а вот старенькие, те, что из детства, я снимал с огромным удовольствием.
7.
Странно, в нашем Кирове старые городки не сохранились, а появление новых скупо дозируется, буквально по одному на несколько кварталов.
Редкие открытия детских городков сопровождаются грандиозной показухой с воздушными шариками, между тем, наличие детской площадки является обязательным атрибутом любого двора.
8.
На моем пути встречались совсем уж необычные сооружения из прошлого: замысловатые конструкции в виде экзотических животных или сказочных персонажей.
9.
Фантазия советских строителей не ведала предела, из ограниченного набора, состоящего из труб, бетона, а иногда и просто из строительного мусора создано множество форм и нехитрых дворовых аттракционов.
Рекомендую, очень развивает детскую фантазию, силу рук и гибкость тела!
10.
Если кто-нибудь помнит, в конце 70-х в Кирове было построено несколько детских городков — настоящие крепости с башнями и крепостными стенами. Что от них осталось?! Руины, превратившиеся в общественные туалеты, и пустыри для выгула собак, но не будем о грустном.
11.
Между тем прекратилась морось и засияло солнышко, слава проклятым колдунам-синоптикам! На этот раз они не подвели со своими прогнозами.
12.
Вместе с солнцем выглянули из мрака и многочисленные цветники, те самые, которых в нашем городе явный дефицит.
13.
В Глазове актуален лозунг:"По цветнику в каждый двор, по флористу в каждый дом!", поэтому количество благоухающих клумб здесь просто зашкаливает.
14.
Фантазия флористов не знает предела, дворы украшают цветные композиции.
15.
Кто-то поморщится и скажет: "Слишком просто, прямолинейно и примитивно!", но в таком доме приятно жить, а из подобных дворов складывается вся городская среда.
16.
Нечто подобное я видел в одном из детских садиков города Зуевка.
17.
Мое внимание привлекло здание из красного кирпича, окруженное пышными цветущими клумбами. Красное здание оказалось обычной школой.
Во времена моего пионерского детства, школьники в обязательном порядке отрабатывали летнюю практику на пришкольной территории, разбивали цветники и наводили красоту.
18.
В летний период наш школьный двор выглядел примерно так же.
19.
Теперь, конечно, все по-другому. Многие прекрасные традиции остались в прошлом, а о судьбе нашей школы я писал совсем недавно.
20.
Помнится, однажды под собственными окнами и я решил соорудить песочницу — посадил цветы, за что от бдительных старушек получил приглашение в суд, так как невольно стал захватчиком придомовой территории. Что поделаешь, их воспитывали талантливые учителя.
Только подумал и на тебе — неожиданно почувствовал на себе чей-то суровый взгляд.
Из глубины аллеи на меня недобро смотрел босоногий мальчуган в красном галстуке.
21.
Он сжал левую руку в кулак, будто примериваясь к неожиданному удару. Мальчуган внимательно высматривал в толпе какую-либо зазевавшуюся контру, под его колючим взглядом мне стало не по себе, будто я и есть та самая контра.
А теперь внимание! Перед вами не кто-нибудь, а сам Павлик Морозов, собственной персоной.
С этим товарищем лучше быть поосторожнее, он собственного папу сдал большевикам. Отца отправили на десять лет в лагеря, а Павлика нашли мертвым в лесу. За свой подвиг Павел на долгие годы сыскал уважение и почет среди политпросвещенного населения, а его имя стало нарицательным.
22.
Это грустная история об отношениях отца и сына, которая имеет две правды и несколько противоречивых трактовок событий тех далеких дней. От сурового мальчика я поспешил скрыться во дворе по соседству, а по дороге встретил еще одного героя, целиком железного и не такого воинственного.
23.
От суровых революционных будней — к прекрасному.
Я сглупил, понадеявшись на интернет, и, поленившись выяснить на месте, что это за здание передо мной, и кто эти стройные дамы?
24.
Найти нужную информацию никак не удавалось, пришлось включать соображалку, по-моему, это Терпсихора, Мельпомена, Каллиопа и прочие, короче, девять греческих муз. Вот только, почему их здесь всего восемь, и куда ушла девятая???
Музы, словно хищные Сирены, существенно затормозили мое продвижение по Глазову, поэтому любуемся божественными телами, берем себя в руки и отправляемся дальше.
25.
Во дворе следующего особняка заметил изваяние, изображающее сцену с резвящимися медведями.
26.
Тема, связанная с животными, а также с пионерией, по всей видимости, актуальна в Глазове до сих пор.
27.
Проходим мимо горниста и девочки с барабаном.
28.
Фасад здания богато украшен пионерской символикой.
29.
По вычурной лепнине можно без труда догадаться, кому принадлежит это заведение. А вот в нашем городе дома пионеров при первой же возможности были расформированы.
Дети лишились нескольких просторных зданий, множества кружков и секций, в итоге они вынуждены ютиться в разрозненных арендных помещениях.
В Глазове, видимо, все по-другому.
30.
Можно долго спорить, чего было больше в советской идеологии — вреда или пользы. Было все: оболванивание и высокие устремления, ходьба строем и патриотическое воспитание, бескорыстная дружба и поощряемое стукачество, жажда подвига и горькие поражения, показуха и уравниловка, гнусное вранье и гордость за советскую Родину, трудовые свершения и наплевательское отношение.
Ясно одно, от вредного мы избавились и тут же приобрели множество новых пороков, про полезное благополучно позабыли, а о хорошем с тоской вспоминаем и почему-то раз за разом наступаем на одни и те же грабли. А зря! В Глазове сохранилось многое от ненавистного "совка", и мне показалось, что в этом даже есть некий здравый смысл.
В следующей части мы сделаем еще один шажок в прошлое и на этот раз окажемся в самом настоящем СССР.