Кто же побывав в Мюнхене, не посетил Фрауенкирхе или Театинеркирхе? (риторический вопрос, разумеется :-)) Когда же судьба приведет вас в Мюнхен в следующий раз, зайдите в крохотную Азамкирхе (Sendlinger Strasse 62), пышности барочного убранства которой позавидует любой собор.
В 1727 году в Мюнхене обосновались два брата — художники, архитекторы, скульпторы — Эгид-Квирин и Косма-Дамиан Азамы. Первые уроки мастерства братья получили от отца Ганса Георга, известного мастера фресковой живописи. Позже Косма-Дамиан закончил образование в Италии, а Эгид-Квирин учился у лучших мастеров Баварии. Объединившись, братья вместе плодотворно трудились в Баварии, Богемии, Австрии и даже католических кантонах Швейцарии. Таланты братьев дополняли друг друга: Косма был более силен в живописи, а Эгид — в скульптуре. Среди экспертов братья Азамы считаются самыми выдающимися представителями немецкого позднего барокко.
В Мюнхене братья выкупили небольшой участок на улице Зендлингерштрассе, на полпути от Ратуши на Мариенплац до Зендлингертор, юго-западных ворот Мюнхена. Здесь они выстроили дом для своего большого семейства и небольшую домашнюю церковь, эту самую Азамкирхе.
Перед первой поездкой, в ходе виртуального знакомства с Мюнхеном, я была заинтригована интерьерами Азамкирхе. Поэтому в свободное время отправилась на Зендлингерштрассе, это всего-то 10 минут пешком от Мариенплац.
По пути встречается такой забавный фонтан на Rindermarkt 15.
Когда-то здесь находился рынок крупного рогатого скота, вот и фонтан создан в виде стада с пастухом.
А на соседней улице, чуть дальше стоит дом братьв Азам и Азамкирхе, освященная "в честь" святого Иоганна Непомука, того самого пражского святого, утопленного в водах Влтавы. Его легко узнать по нимбу с 5-ю звездочками.
Азамкирхе начинается с притвора, и уже здесь вызывает восхищение отделкой.
С левой стороны от двери под потолком стоит святой Петр, с ключом в каждой руке. Не знала, что рай закрывается на два замка ;-)
А по другую сторону целая скульптурная группа:
дева с веретеном и Смерть с ножницами, перерезающая нить (судьбы, вероятно) на веретене.
И святой Иероним, золотым пером записывающий в золотую Библию "Quidquid latet apparebit, Nil inultum remanebit" — в переводе с латыни "Все тайное станет явным, ничто не останется без возмездия".
Самое главное, что меня поразило в Азамкирхе — этот интересный световой эффект.
Когда входишь в церковь с залитой светом улицы, пока глаз не успевает приспособиться, ты оказываешься в полумраке, и взгляд приковывает поток света, льющийся через круглое окошко в апсиде — настоящий "божественный свет". Ниже сияет серебром и золотом подсвеченная рака с мощами святого (считается, что там хранится частичка мощей Иоганна Непомука, полученная братьями в награду за многолетний труд на благо церкви от епископа Мюнхена и Фрайзинга).
Фото из интернета довольно точно передает впечатление.
Потом глаза привыкают к полумраку, и ты вдруг замечаешь фигуры и лица, взирающие на тебя со всех сторон.
А потом эта вся барочная роскошь — скульптуры, фрески, пышная позолоченная лепнина, серебро и золото плафонов и раки — обрушивается всей мощью!
Глаза разбегаются, создается впечатление, что эта церквушка когда-то была намного больше, но села после стирки, как шерстяная кофточка. Вот все украшения и уплотнились до невозможности, не оставив на стенах и потолке ни кусочка, свободного от этой "мишуры". Это не удивительно, так как размеры церкви всего 8 метров по ширине и 22 метра в длину.
Братья намеревались использовать церковь как домашнюю часовню, сделали вход прямо из дома. Но тут возмутились соседи, и Эгиду-Квирину (Косма-Дамиан не дожил до окончания отделки кирхи) пришлось уступить и открыть церковь для посторонних.
Тот, кто попадает в Азамкирхе, долго не уходит. Туристы щелкают затвором до изнеможения :-) Не надеясь на память, хочется запечатлеть эту красоту.
И местные жители до сих пор приходят в церковь помолиться. Когда я пришла в Азамкирхе во второй приезд, в храме практически никого не было. Я мирно села на скамью и принялась неторопливо разглядывать интерьер. И тут впереди меня села и погрузилась в молитву вот такая прихожанка (я была так потрясена, что не удержалась и тихонько щелкнула ее "в спину")
Из православной церкви с ее строгим дресс-кодом "платок на голову, никаких брюк и голых плеч" эту фрау (а это была не юная девушка, а дама под 40) выгнали бы с позором. А тут ничего — села, минут 10 "поговорила" с господом богом и пошла дальше по своим делам, вероятно.
После фото-сессии (за качество и количество фото извините, я еще новичок в таких съемках) и я отправилась дальше.
Оговорюсь, что я совершенно не считаю себя ценителем сакрального искусства. Просто после фильма BBC "Барокко: От святого Петра до святого Павла" я оценила его (барокко) влияние на сознание человека. Захотелось к тому же увидеть остальные творения братьев Азам. Они как-то вписались в маршрут по тютчевским местам Мюнхена, так что вместе составили полноценную и разностороннюю экскурсию.
Итак, еще 4 мюнхенских церкви с работами братьев Азам.
Damenstiftstrasse 1
Церковь св. Анны (Damenstiftskirche Sankt Anna) ранее принадлежала женскому приюту при монастыре. Увы, после бомбежек второй мировой войны от нее остались только внешние стены. Восстанавливали ее по черно-белым фотографиям, и архитектор Эрвин Шляйх, который долгие годы занимался восстановлением исторических зданий Мюнхена, не захотел "раскрашивать" фрески на свой вкус. Поэтому их выполнили в черно-белой гамме, добавив лишь золота в рисунок.
Pacellistrasse 6
Церковь Святой Троицы (Dreifaltigkeitskirche) уникальна тем, что это одна из немногих мюнхенских церквей, уцелевших в годы войны.
К сожалению, дальше притвора я не попала, так что увидеть потолочную фреску работы Косьмы-Дамиана не удалось.
St.-Anna-Strasse 19
Церковь францисканского монастыря святой Анны (Franziskaner Kloster St. Anna) также постигла горестная судьба быть разрушенной до внешних стен. Восстановили ее в 1969 году по старым открыткам.
Потолок, когда-то расписанный Космой Азамом сейчас выглядит так:
Prälat-Miller-Weg 3 Несмотря на такой странный адрес, найти церковь Святого Духа (Heilig-Geist-Kirche) очень просто — она южной стеной выходит на Виртуалиенмаркт.
Прошу прощения за отсутствие фотографий, сказывалась жара и усталость (или выпитое пиво ;-)) — несколько отснятых фотографий оказались не в фокусе.
Церковь — это все, что осталось от больницы Святого Духа, которая была основана еще в начале 13 века. Как раз на ее месте сейчас находится продовольственный рынок. Также разрушенная во Вторую Мировую, церковь полностью восстановлена несколько лет назад. Она полная противоположность Азамкирхе — просторная, высокая и светлая.
Если предыдущие азамовские церкви, считаю, не обязательны к посещению, то эту рекомендую не пропускать — она великолепна!