предыдущий рассказ — Ночь на берегу Замбези
Уяснив для себя, что водитель «микрика» никого не уважает, поняла простую истину, что данная должность в Мозамбике, это больше, чем полиция и президент, это король над королями. У него хорошие крепкие ботинки, не рваные брюки и не линялая футболка, а волосы аккуратно стрижены. Он не будет с вами говорить, даже смотреть на вас. Пока вы мучаетесь на жаре, в ожидании выезда, он почивает у себя в хорошем прохладном доме ( по — африкански), а с вами борются его помощники, получающие в день от водилы тарелку риса с подливой. А кто он есть? Всего лишь водила. Его автобус битый перебитый, окна залеплены полиэтиленом, двери не имеют ручек, и он не всегда заводится.
Сиденья обвисли лохмотьями и некуда поставить даже маленькую сумку, кроме, как на колени, притом, что сами колени нестерпимо болят, упираясь в острые балки. И так по многу часов. Но если автобус посвежее, то ехать тот «король» будет со скоростью 40км. в час, объезжая аккуратно каждую яму и вам до него никогда не докричаться, он просто на вас не реагирует. Время в пути удваивается.
МОЗАМБИКСКИЕ «КОРОЛИ»
Водитель – «король» появился только в 7 ч. утра, своим поведением точь — в — точь похож на предыдущего. Народ потихоньку возмущался, а он и ухом не вёл, общался только с «помогайлой», который доносил до нас его «королевские» пожелания. Совсем не спешил, хотя здесь в Мозамбике весь народ именно тем и отличается, что двигается, как в замедленной съёмке.
При свете дня заметила, что «микрик» бода – бода снаружи выглядит прилично, хотя внутри те же лохмотья и штыри, впивающиеся в бока. Значит ехать будет медленно и важно, осознавая свою неповторимость и величие.
Действительно, «король» вначале возжелал «отзавтракать» остановив боду у своей добротной хижины, не взирая на вопли пассажиров, что остались сидеть в автобусе, боясь его покинуть, дабы потом так не утрамбуешься, и места всем может не хватить. Ведь «помогайла» грамотно всех рассаживает, не оставляя свободными даже 5-ти см.
Солнце всходило, его лучи уже по — африкански горячи, пронизывали автобусик насквозь. Досталось всем, особенно мне. Спасала шляпа, которая закрывала всё окно и каждый старался спрятаться в её тень. В этот момент я вспомнила про мать Терезу.
Вернулся «король» через час после утреннего моциона. Выехали медленно и гордо, а проехав 5 км. развернулся обратно, доложив «помогайле», что по забывчивости прихватил с собой ключи от своего платяного шкафчика, которые надо отвезти обратно, дабы не обронить. «Помогайла» перевёл.
Пассажиры снизошли на крик, молчала только наша четвёрка, уже многое пережившая, а я даже улыбалась, ведь мы своё уже откричали, а вы с новыми силами дерзайте. Было совершенно ясно, что «король» издевается над своими «подданными», как это ему и подобает.
Молодой парень опрятной внешности со своей подругой оплатил за 3 места в надежде, что к ним никого не подсадят и ехать они будут более свободно. Деньги «кобрадор» взял, но к ним посадил ещё двоих. Парень возмущался и требовал вернуть деньги.
Давай, Давай! Я уже пробовала. Попытки были тщетны.
Передав ключ в семью, медленно выехали в 3-ий раз оберегая «карету». Остановки частые и длительные на осмотр шин и мотора, «кобрадор» шестерил и угодничал, выказывая своё холуйское раболепство. Мне было всё это настолько противно, что хотелось врезать по полной программе тому чёрному «королю», ведь слов он не слышал.
Кто-то «распочал» апельсин, «Его Величество» закашлялось, а «помогайла» взревел, высматривая виноватых. Пассажиры быстро открыли окна, ведь могут и высадить.
Купила бананы на всех рядом сидящих, жалко их до крика. Как помочь им?
Это была Африка.
Я смотрела на неё своими глазами, трогала своими руками и слышала своими ушами. Это было просто не выносимо!
Мучениям не суждено было закончиться. Остановились в каком-то селении. Большинство вышли, а оставшихся, то есть нас, вновь пересаживают! «Помогайлы» двух маршруток считали деньги, выписывали новые билеты, спорили, шумели. Два часа дня, самое пекло, ждём пассажиров, количество которых сможет удовлетворить очередного «короля». Час под солнцем, автобус раскалился добела, я вышла осмотреть окрестности.
Жуткая убогость, купила воду, сразу выпила литр.
А что это продают на вертелах, зажаренными до хруста? Боже мой! Это мыши!
Шашлыки из мышей! На меня накатила оторопь! При виде моего фотоаппарата продавец моментально исчез. Я потрясена! Я просто потрясена! Они мне снились при каждом последующем засыпании, с торчащими тонкими и сухими лапками, наподобие былинок, с отрезанными головами и хвостами, ровненько нанизанными на деревянные шампуры.
И это тоже Африка.
МАИС ПО ДОРОГЕ.
Явился следующий «король», поехали.
Мои верные попутчики пообещали, что осталось 2 ч. до Бейры. Я уже никому не верила, вчера в 12 дня они мне говорили, что ехать всего 6 ч. Чувствовалось, что африканцы совсем плохо ориентируются во времени. В дороге подсадили старого мужчину со взрослой дочерью. Измождённые лица, видно, что вся жизнь в труде. Два мешка с маисом не аккуратный «помогайла» загрузил на крышу.
Тронулись. Рытвины, ухабы. 10 мин. и, как град, на дорогу посыпался маис. Дочь и отец замерли с застывшим взглядом, не произнося ни слова. Пассажиры стали кричать и требовать порядка. Остановился беззубый «король», злобно ругаясь. Дочь развязала свою юбку, что б завязать мешок. «Кобрадор» возмутился, заявив, что она плохо завязала маис. Ему никто не поверил, видя расхлябанное и наплевательское отношение ко всему.
Маис продолжал сыпаться, шумно скатываясь по крыше. Дочь плакала, а отец еле сдерживал своё негодование. Больше не останавливались, продолжая посыпать дорогу чужим трудом, может быть и не посильным. Сколько теперь их семья не доест?
А потом с крыши полетел уголь, я только успевала уворачиваться, от открытого заднего окна. Маис больше не стучал градом, поняла, что он закончился. А когда высаживали несчастных отца с дочерью, то им остался всего один мешок, второй был «на донышке». Ото всего происходящего я просто кипела. Я уже точно знала, что Мозамбик мне не по нервам, а вернусь сюда навряд ли. Планируемый мною Свазиленд останется на потом, было ясно, что на передвижения по этой стране затрачу массу времени и не успею к отлёту домой. Худшего я просто не представляла.
В Бейру мы приехали. Но как? Дорога кошмара закончилась. Онемевшие ноги не хотели разгибаться, синяки на коленях болели, нас было впору выводить под руки, как вернувшихся на землю космонавтов. Полтора суток вместо 6-ти обещанных часов. А для меня, вообще, двое суток с той машиной бизнесмена из Муландже.
Впоследствии, переживая мысленно этот путь, я не вспомнила лиц «королей», лишь образы монстров рисовало моё сознание.
следующий рассказ — Не доверяйте мозамбикцам свою жизнь