Из Люнебурга, о нём — Люнебург в вересковой пустоши - богатство на соли, наш путь лежал в Ундело. Просёлочная дорога так хороша, что даже ради неё одной стоит проехаться по Люнебургской пустоши.
Ундело — маленькая деревенька на западе Природного парка. Интерес она для нас представляет только своей парковкой, от которой начинаются туристические тропы по пустоши. Дальше проезд на машине закрыт. Передвигаться по Природному парку можно только:
— на повозках типа телег или карет,
— верхом на лошадях,
— на велосипедах, что, на мой взгляд, там не очень подходит,
— или пешком.
Здесь — масса пеших и верховых тематических маршрутов, как однодневных, так и многодневных, а также можно принять участие в геокешинге — игре в поиск кладов.
Найти место на парковке оказалось не так-то просто: желающих побродить здесь в такой чудесный день оказалось намного больше, чем парковочных мест. Но вот, наконец, мы запарковались, переобулись в кроссовки и — вперёд!
Перед входом на тропу — щит, надпись на котором гласила: сходить с тропы нельзя! И всё. Больше никаких запретов. Это я тогда как-то так мимоходом про себя отметила. Тут же — остановка повозки, которая везёт к Вильзедерской горе. Но мы идём пешком! Так интересней: останавливайся, где хочешь, делай снимки, а можно — и на скамейке отдохнуть. Но мы — ни, ни! Идём бодрым шагом без остановок: прикинули, что за час дойдём до горы.
А вокруг-то — как хорошо: солнышко светит, птички поют :-) и вересковые поля!
Часть Люнебургской пустоши включена в Природный парк под названием Люнебургская пустошь. Основанный в 1921 году он — старейший в Германии.
По дороге рассказываю мужу историю этих мест. Одни учёные утверждают, что пустошь образовалась ок. 3000 лет назад. Другие, и их большинство, считают, что Люнебургская пустошь — это не остатки какого-то древнего природного ландшафта, а результат воздействия человека и здесь ещё в средние века были буковые и дубовые леса. Постепенно их вырубили: древесина в огромных количествах была необходима в солеварнях Люнебурга. Производство соли было непрерывным и для поддержания огня при выпаривании постоянно требовались дрова. Вот и образовалась пустошь с вкраплениями болот. Холмы постепенно покрылись травами и невысоким вечнозелёным кустарником — вереском.
Редко, но встречаются кусты можжевельника и — берёзы вдоль песчаных тропинок, а по краю пустоши — сосны. Вот такой ландшафт. Период цветения вереска — август-сентябрь и мы увидели его в самом цвету. Конечно, это не лавандовые поля! Но это же — и не Прованс:-), а север Германии.
Мне очень понравились его удивительные цветовые переливы. Не увидь я это своими глазами, ни за что бы не поверила, что так бывает. В зависимости от освещения, поле приобретало то розово-лиловый, то сиреневый цвет. А когда солнце спряталось, вереск стал почти фиолетовым.
Людской ручеёк тёк по тропинке непрерывным потоком: семьи с детьми, многие — с собаками (но все на поводках!), парочки, спортивного вида группы пенсионеров и вереница повозок. Все — в хорошем настроении, шутят, особенно, идущие навстречу, уже возвращающиеся назад счастливцы. Мы с мужем, забавы ради, несколько раз специально ускоряли темп, чтобы идти вровень с медленно ползущей повозкой, полной людей. А, когда отставали от неё, чтобы сделать фото, слышали весёлые голоса совершенно незнакомых людей: догоняйте! И уже что-то джеромовское чудилось мне в этом нашем путешествии.
Но тут идиллия прервалась. Я даже сначала не поняла, что же произошло. Только увидела, что лица людей на очередной, проезжающей мимо нас повозке, совсем не дружелюбные, а одна дама даже возмущённо, громко что-то кричала. Но всё это я увидела как-то вскользь и не придала значения, поскольку была занята рассматриванием пчелиных ульев: вереск считается хорошим медоносом и вересковый мёд высоко ценится за его лечебные свойства.
Наконец, всё-таки уловив напряжённость, образовавшуюся вокруг нас, я оглянулась, ища мужа, надеясь услышать от него объяснение. И увидела, как он, не сказав ни слова, вдруг, резко наклонился и стал что-то искать в траве. Нашёл! Поднял и подошёл ко мне, так ничего и не понимающей. И только, когда он показал мне окурок, всё стало ясно! Оказывается, он успел покурить и бросил окурок. Такого лица я у него никогда не видела... Но сдержался! Он у меня совсем не мальчик для битья: сам кого угодно построит, с ним я могу быть спокойна даже, если рядом кони бегут или избы горят. А тут — промолчал! Видимо, осознал глубину своего грехопадения. Да... Было ужасно неловко. И мы, не сговариваясь, повернули назад. Ну, не идти же рядом с этой повозкой, с которой нам преподали урок хорошего тона :-( А оставалось-то нам до горы совсем немного.
Окурок он нёс до самой парковки, потому что нигде вдоль тропы не было ни одной урны. В общем, вину свою, я считаю, он этим искупил :-)
Настроение, конечно, было испорчено. Почти всю дорогу назад мы молчали, а когда приехали в Шнефердинген даже на коронование принцессы пустоши не остались. Только сделали фото бронзовой королевы и поехали домой.
А настоящую королеву уже увидели по телевизору.