Экскурсии на Мальте у нас совершались каждый день, а одна была даже запланирована на ночное время. Она называлась – Мальтийская феста. Феста это немного другое, чем просто фиеста. Что такое феста?
Дело в том, что Мальта держава религиозная. На Мальте с июня по сентябрь в различных городах и деревнях проходят ночные религиозные праздники в честь святого покровителя данного города или деревни. Жители украшают здания различными красочными полотнами, улицы гирляндами, и на главной площади возле храма собирается народ. Люди пьют и едят, прославляя своего святого.
Кульминацией праздника является вынос из церкви, под взрывы салютов, статуи святого покровителя.
Наша феста приходилась на 14 августа. Уже на Мальте нам сказали, что происходить она будет в городе Моста. В 19 часов за нами заехал автобус, собиравший туристов, жаждущих попасть на фесту. Вечерело, и солнце уже давно спряталось за горизонт.
В сам город в этот день заехать было нельзя, въезды оказались перекрыты, и водитель автобуса высадил нас где-то на краю города. Мы с женой были единственными русскими туристами из всего большого автобуса. Чуть позже обнаружилась гид. Она немного рассказала об истории города Моста, показав далее улицу, по которой нужно идти к центру, никуда не сворачивая. Самое главное, предупредила гид, сразу после салюта вернуться на место высадки из автобуса, ориентировочное время сбора 1 час ночи.
В 8 вечера чёрная южная ночь уже крепко берёт Мальту в свои объятия. Окраины Мосты оказались совершенно безмолвны, даже свет нигде не горел, но, чем ближе к центру, тем чаще начинали попадаться всевозможные флаги, праздничные растяжки и гирлянды. Вскоре, в одном из переулков, мы увидели стоящие прямо на улице столы и сидевших за ними людей.
Сегодня 14 августа окончание летнего поста, завтра, точнее уже через 4 часа, большой католический праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Почему Успение праздник? Да потому, что Богородица вовсе не умерла, она вознеслась на небо. Когда люди открыли её гроб, внутри оказался букет с цветами. Этот праздник, особенно дорог для мальтийцев, они называют Успение летним Рождеством, ибо 71 год назад именно 14 августа во время Второй Мировой войны произошло одно событие сильно повлиявшее на ход войны и на положение жителей Мальты.
Здесь я позволю себе историческую вставку, дабы познакомить читателя с ходом боевых действий на Средиземном море и в районе острова Мальта.
Кто владеет Средиземным морем, тот правит миром – говорили древние греки. Справедливость этой поговорки удалось оценить во время Второй Мировой войны.
Страх за судьбу колоний в Индии и в Африке заставил Лондон принять меты предосторожности. Британцы начали собирать в район Средиземного моря крупные военно-морские и воздушные силы. С января по май 1941г на Ближний Восток и на Мальту прибыло 619 самолётов, далее с июня по октябрь уже 1375.
В 1941 г. основным противником английского флота на Средиземном море являлись итальянцы. Противоборствующие стороны вели охоту за конвоями друг друга. С аэродромов Мальты британские самолёты вели разведку и наносили удары по итальянским конвоям, следовавшим в Ливию. Так, например 8 ноября англичане, силами базировавшихся на Мальте кораблей, потопили 7 транспортных судов и 1 эсминец. На следующий день британская подводная потопила ещё 1 эсминец.
Создавшееся положение заставило Германию срочно направить на Средиземное море свои подводные лодки. В декабре 1941г там уже действовало более 20 её подводных лодок. Перебрасывалась сюда и авиация. Стратегическая инициатива постепенно переходила к немцам. Основной задачей для англичан стала защита морских коммуникаций на Мальте и защита самого острова.
Мальтийцы утверждают, что в 1941 г. их остров бомбили исключительно итальянские самолёты, сбрасывая бомбы вдали от портов, от городов и от населённых пунктов. Они были хорошие друзья и плохие солдаты – утверждают мальтийцы.
Вначале 1942 г. на помощь итальянцам была брошена немецкая авиация, действовавшая с аэродромов Сицилии. Начались мощные систематические бомбардировки острова. Одновременно активизировал действия германо-итальянский флот, стараясь нарушить снабжение Мальты морским путём. Каждая попытка англичан провести на Мальту конвой из Гибралтара или Александрии встречала активное противодействие и заканчивалась большими потерями. Уже в январе в порт Валлетты смогли зайти всего несколько судов с грузами. Далее с потерей передовых аэродромов Киренаики корабли александрийской эскадры лишились авиационного прикрытия, и проводка транспортов стала ещё более трудной.
12 февраля из Александрии вышел очередной конвой в составе 3 транспортов, под прикрытием двух крейсеров и 8 эсминцев. В результате воздушных атак все три транспортных судна получили повреждения, и 2 из них пришлось затопить — немцы били именно по транспортным судам.
Неудача постигла и мартовский конвой из четырёх транспортов, крейсера и шести эсминцев. Пробившись с боями к острову, конвой из-за шторма не смог ночью зайти в Великую гавань, а с рассветом немецкая авиация причинила ему большой урон. На Мальту попала лишь малая часть грузов.
В марте немцы усилили удары по Мальте. Самолёты скинули на остров 2170 тонн бомб. На базе были потоплены британский эсминец и подводная лодка. Три подводные лодки получили повреждения. Аэродромы и порт подвергались бомбардировкам почти ежедневно. В отдельных налётах участвовало до 300 самолётов.
В апреле на остров было сброшено 6728 тонн бомб. Авиация полностью разрушила верфь, потопила и повредила ещё несколько надводных кораблей и подводных лодок. Британцы на аэродромах и в боях потеряли около 150 самолётов. Базирование кораблей стало практически невозможным, а ударная авиационная группа практически перестала существовать.
Английское командование перевело остатки своей флотилии в Александрию. Вместо транспортных судов для доставки на остров боеприпасов, горючего и продовольствия, было привлечено 5 подводных лодок.
Британцам катастрофически не везло. В апреле американский авианосец с 47 истребителями на борту вошёл в Средиземное море, но подойти к Мальте не смог, и истребителям пришлось перелететь с корабля на остров. Наверно всем памятны советские фильмы о войне, как придя на аэродром, проверяющие аэродром командиры не видели спрятанные за ветками самолёты. Скуден растительностью скалистый остров Мальта. Немецкая авиация уже на следующий день уничтожила перелетевшие с авианосца американские истребители прямо на аэродроме.
К весне 1942 г. немецко-итальянскому командованию удалось сильно упрочить свои позиции в бассейне Средиземного моря. Простые мальтийцы старались вырыть себе подземное жильё,
Система ПВО была слабой, плюс к этому базировалась возле Валлетты. Старики мальтийцы вспоминают — немцы летали над островом так низко, что некоторых лётчиков уже начали узнавать в лицо, при этом бомбы они кидали с исключительной точностью. Так, например, 9 апреля 1942 г. купол собора в городе Моста, о котором дальше вновь пойдёт рассказ, пробила немецкая авиационная бомба. В этот момент в соборе шла служба, и внутри находилось 300 прихожан. Но бомба не взорвалась – это можно считать настоящим Божьим чудом.
В апреле 1942 г. король Англии Георг VI,
стараясь поддержать островитян, наградил жителей Мальты Крестом Святого Георгия «За мужество и беспримерный героизм». С тех пор на флаге Мальты изображён британский Георгиевский Крест. Мальта – единственное государство, флаг которого украшен иностранной наградой. Однако положение на фронте от этого не изменилось. В июне месяце из 17 транспортов в двух конвоях в порт Валлетты зашло только 2 судна. На какое-то время британцы вообще перестали отправлять на Мальту корабли.
К острову подступал голод, иссякли запасы горючего и зенитных боеприпасов. Люди, стремясь покинуть Мальту, использовали любые плавательные средства, соответственно, многие тонули.
Только в августе решено было провести ещё одну конвойную операцию «Пьедестал». Конвой в составе из 14 транспортных судов 3 августа вышел из залива Клайд (Великобритания). Утром 10 августа суда прошли Гибралтар и направились на Мальту. Немцы, получив разведданные о движении крупного английского конвоя, устроили за судами настоящую охоту. Развернулось настоящее морское сражение. Противник потерял около 60 самолётов, 2 подводные лодки, 2 крейсера.
Досталось, конечно, и британцам, но авиация Мальты, собрав все силы в кулак, сумела сохранить остатки транспортного конвоя. До острова дошли 5 из 14 транспортов. Особое значение имел приход транспортного судна с топливом на борту. Причём корабль едва держался на плаву. Под градом бомб его буксировали в порт эсминцы, об его палубу даже разбился бомбардировщик. Судно горело, но вопреки логике зашло в Великую гавань.
Благодаря топливу авиация британцев могла вновь совершать боевые действия. И это была победа!!!!
Произошло это 14 августа в канун католического праздника Успения и Вознесения Богородицы. Мальтийцы уверены — пресвятая Дева Мария заступилась за них, ибо ситуация на Средиземном море к осени стала меняться. В сентябре 1942г в борьбу на Средиземном море включились американские самолёты торпедоносцы, взлетавшие с аэродромов потерянного немцами Египта. Радиус их действия 400 миль покрывал почти всё Средиземное море. Итальянцы практически лишились возможности снабжать свои войска в Ливии. Положение немецко-итальянского альянса в Северной Африке резко ухудшилось.
Война на Мальте закончилась на 2 года раньше, чем в России. На острове погибло 8000 человек. В городе Валлетта установлен памятник всем, павшим в боях за Мальту, в виде спящего война накрытого знаменем, и спит этот солдат над входом в Великую гавань.
Рядом похожая на беседку башня,
внутри её подвешен 10-тонный колокол, подаренный Мальте в 1992г честь 50-летнего юбилея награждения ее защитников Георгиевским крестом.Вернёмся в настоящее время. Чем ближе мы подходили в городе Моста к центральной площади, тем чаще нам встречались всевозможные уличные застолья. Город спать вовсе не собирался.
Моста расположен почти по центру острова Мальта, к северо-западу от Валлетты. Точная дата основания его неизвестна, но город появился уже на закате эпохи рыцарей. Никаких крепостей и боевых укреплений здесь нет. Моста торговый город, стоящий на пересечении разных дорог, застроенный старинными трёхэтажными домами. Четыре прямые улицы расположены крестом и сходятся в центре, где находится сердце города — собор Ротонда Успения Богородицы
Вскоре нашему вниманию предстала площадь заполненная людским водоворотом, посреди которого красовалась нарядная сцена, где размещались музыканты, трубившие в трубы и стучавшие в барабаны. На шпильках и в платьях, скорее похожие на комбинации, привлекая внимание парней, стайками туда-сюда по площади прогуливались молодые девушки. Мамашки катали колясочных детей, продавцы ларьков старались привлечь клиента.
В различных сторонах площади были расставлены скульптуры католических святых.
Но самое главное внимание, конечно, брал на себя собор. Ротонда Успения Богородицы реально притягивала взгляды. Божий дом сверкал и переливался огнями, и эти лучи побеждали тьму. Собор казался тем огромным Ларо из сказки М.Горького, который светил идущим во тьме своим сердцем.Нам сразу захотелось зайти внутрь. Перед входом с фасадной стороны посетителей встречают статуи святых, на входе, уже живая тётенька, выдаёт всем девушкам платки, дабы они прикрыли плечи, не обращая при этом внимание на длину юбки, или скорее на её отсутствие. У нас в таком виде в церковь не пустили бы, это факт. Добавим к этому, мальтийцы крестиков на шее не носят.
Но все эти нюансы и различия сразу забылись, как только мы зашли в храм.
Сказать, что он красив – это значит, ничего не сказать. Колонны, арки и фрески создают единую целостность, некую устремлённость вверх, где огромный купол нависает над всем внутренним пространством.Внутри собор кажется больше чем снаружи. Купол Ротонды, достигая в диаметре 37 метров, является третьим по величине в Европе и девятым в мире, он на 7 метров больше чем купол собора Святого Петра в Ватикане. Причём возводили этот шедевр с 1833 по 1871г исключительно местные жители, в свободное от работы время.
Как такое оказалось возможным? Оказывается, секрет прост – горожане обстраивали стоявшую на этом месте церковь, в которой даже не прекращались службы. Когда собор был готов, старую церковь внутри собора разобрали.
Под куполом Ротонды невольно возникает ассоциация – маленький человек и небо. Где ты будешь сидеть, на стуле, с края или в центре, будешь ли ты слушать проповедь священника или будешь спать, в любом случае – купол будет сверху. Купол над тобой, словно всеобъемлющий Бог над человеком.
Мне невольно представилось, как этот самый купол 9 апреля 1942г пробила немецкая бомба, как чёрный горячий метал яростно шипел, и как священник, ожидая конца, перекрестил свою паству….
Слева от алтаря мы увидели поднявшую руки к небу деву Марию и ангелов у её ног, моливших, как и она о милосердии. Статуя Богородицы со всех сторон была усыпана венками и прикреплёнными к ним письмами. В адресах написано – Мальта. Моста. Ротонда. А вот обратные адреса были со всего мира от Канады до Австралии. Так потомки разъехавшихся по свету выходцев города благодарят свою спасительницу за проявленное к ним милосердие.
Есть в соборе и муляж бомбы, но фотографировать его мы не захотели, просто посмотрели и пошли дальше.
Время к этому моменту приближалось к 9 вечера. До основных праздничных действий оставалось 3 часа. Слева от собора за оградой власти города оборудовали площадку. Где как мы поняли, в 12 часов будет проходить пиротехническое шоу, а вот статую Богородицы выносить сегодня не будут.
Народу всё прибавлялось. Сесть где-то рядом в уличном кафе за столик, уже было нельзя, и мы отправились гулять по улочкам, изучать город. Сзади за Ротондой стояли палатки с различными яствами. Поужинать мы не успели, но есть стоя, желание как-то не возникло.
Все магазины города были закрыты, но по ассортименту витрин стало понятно — туристы в Мосту приезжают не часто. Чем дальше в разных направлениях мы отходили от площади, тем более пустыми становились улицы. Наверно центр города, словно чёрная дыра вобрал в себя всех 19 тысяч жителей.
Изредка удавалось заглянуть в раскрытые двери особняков.
Когда это получалось, мы неизменно видели старинную мебель, и всевозможные предметы интерьера, которые в России в антикварном магазине уже не встретишь. Видимо мальтийцы консерваторы. Прогорит или нет шведская Икея на Мальте? Это вопрос сложный. Наконец мы нашли кафешку, где можно было приземлиться. Однако, жаждущих поужинать было много, и больше 30 минут нам посидеть не удалось.
Вскоре где-то совсем рядом начал грохотать салют. За домами на чёрном небе каждый раз расцветал новый огненный цветок. Но сколько можно радоваться салюту? Наверно не больше 10 минут, ибо после его уже не воспринимаешь, как праздник.
Далее мы, как и большинство пришедших, так и слонялись по улицам туда-сюда, сесть было негде, и уставшие от туризма ноги начали болеть. Время тянулось бесконечно долго, причём в какой-то момент всё это Трах-Бах-Тарарах, плюс громкая музыка оркестра, начали порядком напрягать. Но уехать отсюда раньше часа ночи нам было невозможно. Автобус приедет за нами в час, а вызвать такси это целая проблема. Мы смирились. Расстелили флаг Турбины, и сели на него среди мальтийской молодёжи на ступеньках собора, который к этому времени уже был закрыт.
Салют долбил ровно 2 часа и закончился в 11 вечера. После мы промаялись ещё час, и вскоре началось долгожданное шоу. Среди народа на площади к этому моменту уже было не протиснуться, но я кое-как отвоевал для нас обзорную точку.
Вначале пиротехники подожгли какую-то крутилку, которая принялась полосовать в ночи искрами, превратившись вскоре в сплошной огненный шар. Затем, под громкое Вау, заискрили цветочки, после огненный дождь посыпал с какого-то подвешенного бревна, и вскоре, в качестве главного действующего лица появился дым. Вроде через раз что-то где-то ещё искрило, но дым и гарь постепенно накрывали собой площадь.
Я смотрел на собравшихся горожан и думал, ну неужели им всё это жутко интересно? Ладно, я понимаю дети, рискуя упасть, залезают на статуи. А взрослые люди? Ну, неужели они всех этих огненных стрелялок никогда не видели? А помнят ли они вообще, какой сегодня праздник и зачем они все здесь собрались? Казалось, что 3 часа назад внутри Ротонды я видел совершенно других людей. Наверно у жителя большого и малого города разное восприятие жизни.
Пиротехническое шоу подобно гиене огненной стреляло, искрило,
взрывалось, и, самое главное дымило. Я, держал фотоаппарат над головой, стараясь фотографировать его интересные и яркие элементы. В какой-то момент впереди возле забора послышались крики, и толпа волной шарахнула назад. Далее и нас окатило пиротехническим туманом. Но я, увлечённый фотоаппаратом, в чём дело сразу не понял, и через секунду мне сыпануло в глаза колючей крошкой. Мы стояли далеко, поэтому горящие искры до нас не долетали, и одежду, в отличие от первых рядов, нам не прожгло, но, в любом случае, китайский пиротехнический Везувий сыпанул хорошо.Выхватив из сумки флаг Турбины, я накрыл им себя и жену. Протискиваясь, мы кое-как вышли из под обстрела, наблюдая далее за всем этим действием со стороны. Глаза щипало, и я их постоянно тёр, стараясь удалить попавшую туда крошу. Досталось и флагу, в некоторых местах появились мелкие дырки.
Веселье по краям площади шло своим чередом, точнее, с закончившимся огненным шоу народное гулянье было не связано. Зато мы с женой теперь смело могли идти к автобусу, сделав для себя очередной вывод, что нельзя трезвыми глазами смотреть на чужую свадьбу.
Дым над площадью никак не рассеивался.
Отмечая праздник, мальтийцы оставили на столах огромное количество пивных банок и бутылок. Перед уходом я окинул площадь прощальным взглядом. В какой-то момент мне показалось, что поднявший руки апостол Павел уже не призывал людей следовать его заповедям. Апостол держал руки так, словно сдавался в плен перед неистребимыми людскими пороками.Наверно в душе креститель острова говорил: «Люди, дети мои, я вас всегда любил, люблю и буду любить. Но что вы опять натворили?»