11-12.08.2013.
Новостей немного. Настолько немного, что решили первый раз за всю экспедицию объединить два дня в один.
Около 10 часов утра 11 августа сделали очередную попытку приблизиться к берегу на траверзе впадающей в Восточно-Сибирское море речушки Большая Куропаточья. Основная цель – набрать чистой пресной воды, второстепенная – вдруг, на удачу, наука найдет что-нибудь интересное.
И здесь, раз уж дальше новостей у нас будет с гулькин нос, позволим немного себе растечься мыслью по древу и рассказать о Восточно-Сибирском море, пресной воде и, вообще, о каботажных плаваниях по этому самому морю. Подробнее, думаю, расскажем в каком-нибудь отдельном очерке, а пока весьма кратко.
Восточно-Сибирское море, как и море Лаптевых, особенно выделятся своей малой глубиной, в целом и в районе побережья в частности. Ну что это за глубины для моря 4-5-9-12 метров? Смешно. Но, это уже в их открытой части. А в 4-5 милях от берега и вовсе – от полуметра до трех!
Плавание у нас изначально заявлено как каботажное – то есть вдоль берега. Заявлено и самим себе и концепцией проекта. Во-первых, это относительно безопасно. Во-вторых, наша задача не просто пройти морями, а и на берега посмотреть, и где возможно точечно исследовать, и понять, попробовать понять, как, собственно, все эти берега открывались казаками и в том числе Дежневым и сотоварищами (Стадухиным, Анкудиновым, Поповым и ещё многими безвестными героями).
Но вот каботажки-то регулярно и не получается! Так как очень часто просто не позволяют глубины. Среднее безопасное для нас расстояние по глубинам от берега – от 4 до 6 километров!!! То есть все, что ближе, не имеет и метра глубины! Более того, иногда глубины в километре-двух от берега составляют 30 сантиметров! Только представьте себе картину: стоите посередине моря (ибо берег настолько низок, что его просто не видно, и поэтому вода вокруг до горизонта) и воды у вас по колено… Прямо, натурально с виду другой раз, Апостол Андрей – не больше ни меньше…
Два дня назад мы пытались на Тузе (осадка и нога мотора – 30 см) безрезультатно войти в Русско-Устьенскую протоку Индигирки – Тузик сидел трижды на мелях. Последний раз чистой воды удалось набрать на Святом Носу. А экипаж «Николая» еще с Тикси на пресной шел — всю еду готовили на морской воде, пресную использовали только под чай и кофе – вот и растянули удовольствие. Но, рано или поздно, всем запасам приходит конец. Поэтому к Индигирке пришли практически пустыми. Но пресной и чистой воды нет нигде. Ручейки вдоль берега регулярно или соленые или малосоленые, протоки и устья с огромным количеством взвеси – ила и песка.
Именно поэтому в саму Индигирку решили не входить – воду набрали прямо на выходе протоки Средней, основного рукава реки. Вода оказалась почти несоленой, но очень мутной. Так как отстоять её в условиях качки нереально, то Афендиков её методично фильтровал и процеживал. В итоге: для еды она вполне годилась, а чай и кофе из нее получались, прямо скажем, специфические.
Поэтому после Индигирки методично изучали карты с надеждой найти хоть где-то вероятный подход к берегу у ручья или реки. И при первой возможности попробовали, но снова безрезультатно.
В этот день, 11 августа, мы подошли насколько могли к берегу на кочах. Последний километр шли чуть ли не на цыпочках – глубина – метр, что для «Апостола» уже край. Встали от него примерно в 4 километрах. Снарядили Туза с Волобоем, Рогожиным – за водой и Рябиковым – мысок оглядеть. Три километра пролетели на глиссере дальше, сбавив скорость, уже через полминуты сидели на мели. Попробовав еще один заход по другой траектории, поняли, что снова безнадежно.
Вот такая примерно занимательная история и про каботажное плавание и про пресную воду, которую, когда смотришь на топографическую карту побережья – огромное количество, а взять не могёшь. Близок локоток, да не укусишь. Прямо история для урока географии средних классов.
Ну, а у нас дальше план был попробовать зайти в следующую реку, ибо все равно по пути, на этом участке мы идем строго параллельно берегу. До следующей реки было 6-7 часов хода. Но, планам сбыться не удалось.