1
Первое, что поражает, когда прилетаешь в Пекин – это аэропорт: три гигантских терминала, огромные площади, сверкающие залы, приветливые и БЫСТРО РАБОТАЮЩИЕ таможенники. Честно говоря, когда я первый раз увидела китайскую очередь (это была очередь к стойке таможенного контроля), мне стало не по себе. Это была очень длинная очередь, причем такие же очереди выстроились к четырем другим стойкам. Я подумала, что проведу за оформлением своего приезда пару часов, как раз выйду из аэропорта к первому аэроэкспрессу (мой рейс пребывал в Пекин во втором часу ночи). Но я жестоко ошибалась, очередь рассосалась буквально за 10-15 минут. Таможенница быстро проверила мою визу, программа сверила мое сонное лицо с фотографией в паспорте и я пошла дальше. Вообще, китайцы очень любят очереди и быстро в них выстраиваются, причем эти очереди двигаются очень быстрыми темпами. Мне ни разу в Китае не пришлось стоять в очереди больше 15 минут.
Из аэропорта до самого Пекина можно доехать как на такси, так и на аэроэкспрессе. Стоимость аэроэкспресса 25 юаней. Он довозит пассажиров до 10 ветки (станция SanYuanQiao) либо до 2 и 13 ветки (станция DongZhiMen). Стоимость же такси зависит от места назначения и честности таксиста – бывали случаи, когда таксисты возили туристов не самым коротким путем, тем самым накручивая счетчик.
Итак, начало первого дня я встретила в аэропорту Пекина, похрапывая в кресле и пока даже не представляя, каким этот день будет насыщенным. В первый день моя подруга Алена, которая живет в Китае уже лет 5, отвела меня на конференцию BarCamp по инновационным проектам, организуемую Microsoft. Ее подруга Алехандра защищала свой проект по очищению дождевой воды с помощью песчаного фильтра.
Вообще, проблема питьевой воды в Китае стоит очень остро. Из-за активного развития промышленности, загрязнение достигло катастрофических масштабов. Воду из-под крана, а уж тем более из открытых водоемов пить нельзя. Для приготовления еды, питья, население пользуется бутилированной водой. Конечно, загрязнение коснулось не только воды. Пекинское солнце большую часть времени закрывает смог. Иногда очень трудно разглядеть здания, стоящие за несколько кварталов от тебя. Кроме того, многие пекинцы носят специальные масочки, иногда очень даже милые. Я долго не могла понять, зачем, но моя подруга мне объяснила, что они защищают от частиц тяжелых металлов, которые, попадая в организм, накапливаются там и отравляют внутренние органы.
На данном этапе защите окружающей среды уделяется немного внимания. Китай предпочитает двигаться вперед в экономическом плане, пусть даже и в ущерб экологии.
Но есть и маленькие попытки хотя бы симулировать защиту природы: все урны в Пекине и Шанхае делятся на две секции — для перерабатываемого мусора и для мусора, не поддающегося переработке. Честно говоря, первый раз эти урны вызвали у меня ступор. Я начала судорожно вспоминать курс школьной экологии. Что же относится к мусору, не поддающемуся переработке?! Меня спасла картинка на баке, и я выбросила шкурку от банана в правильную урну. Тут же к урне подходили китайцы и, не обращая внимания на какие-то там картинки, бросали к моему банану пластиковые бутылки и пакеты.
Кроме проектов, посвященных защите окружающей среды, на конференции были представлены все возможные темы: 14-летний паренек представил свою технологию «светового» ключа, девушка рассказывала о благотворительности в Китае и т. д. Участники могли представить свои идеи, найти инвесторов и просто пообщаться. Презентации проходили в четырех залах, каждый сам мог выбрать, какую тему ему будет интересно послушать. Я даже практически не спала на презентациях… ну, ладно, уснула только на одной.
Вообще в Пекине проходит много подобных мероприятий, организуемых различными корпорациями, на которых встречаются инвесторы и кураторы различных проектов. И эта система действительно работает, это не просто тусовка, где встречаются давно знакомые люди, это рабочая конференция.
2
Во второй свой день я поехала в Шанхай. Чтобы добраться до вокзала, нужно было проехать в самый час-пик в Пекинском метро. Я до этого момента как-то не особо доверяла кадрам репортажей, в которых специальные люди заталкивают пассажиров в вагоны метро... а зря… Загруженность Пекинского метро… эээ… устрашает. В обычный день я ни разу не видела полупустых вагонов, а уж в час-пик в вагоне не протолкнуться, точнее не затолкаться. Самый действенный прием, который можно использовать – это ввинчивание. Но войти в вагон еще полдела. Если вам надо выходить через несколько остановок, еще придется выстоять напор ранее выходящих. Поэтому на следующей остановке я вцепилась в поручень и под подбадривающие крики моей подруги «Машаааа, стой, не сдавайся!!!!» одолела напор толпы.
По этой причине на всех новых ветках метро в Пекине стоят пластиковые заграждения с дверьми, которые открываются, только когда приходит поезд. Только на самой старой ветке таких заграждений нет.
Пассажиропоток метро огромен, но поезда ходят достаточно редко – раз в 5-6 минут. По сравнению с Московским метро, где поезда приходят каждые 2 минуты, разрыв очень большой.
Как бы то ни было, мы добрались до вокзала. Весело и без травм.
Расстояние между Пекином и Шанхаем составляет примерно 1300 км. Обычный поезд доезжает до Шанхая за 20 часов. И года 4 назад я бы столько и добиралась до Шанхая. Но за этот небольшой промежуток в Китае успели построить сеть высокоскоростных железных дорог, связав крупные города страны: Ухань, Гуанчжоу, Шанхай, Пекин и т. д. Теперь дорога в Шанхай занимает всего 5 часов в комфортабельных вагонах с мягкими креслами и откидными столиками как в самолете. Под каждым сиденьем есть розетка подзарядить ноутбук или телефон. И я ехала вторым классом. Боюсь представить, что в первом. На перроне рядом с краем платформы стоят цифры-номера вагонов, сами вагоны подъезжают четко к этим цифрам.
Скоростные поезда отъезжают от Южного вокзала (BeiJingNanZhan) – одноименная станция находится на 4 ветке метро.
3
Шанхай – это город 2 в 1: он и новый, сверхсовременный и при этом старый, с многовековой историей. Ты можешь идти по какому-нибудь переулку, где на улице продают местную еду, на веревках сушится белье, какой-то шанхаец чистит зубы перед сном, перед домом соседи едят лапшу. В темных подворотнях мелькают неясные тени, кажется, что оттуда вот-вот выбегут шанхайские банды 20-х годов в котелках и в наколках. Но ты доходишь до конца улицы и как будто за несколько секунд перемещаешься на 100 лет вперед: высокие небоскребы, огромные развязки в три уровня, потоки машин, везде мелькают вывески Prada, Chanel, Omega…
Шанхай – город с одной стороны индустриальный, полный стекла и бетона, но с другой стороны очень зеленый, наполненный звуками и запахами природы. Каждое утро я просыпалась в хостеле (расположенном в центре города) от того, что за окном гомонили и пели птицы. Только через пару дней я выяснила, что каждое утро хозяева птиц выносят из квартир своих питомцев проветриться и вывешивают клетки на деревьях, растущих напротив здания. Везде по городу растет зелень, кусты, цветы, деревья, даже пальмы. В городе много парков. Китайцы вообще любят парки, они занимаются там каллиграфией, танцами, тхай цзи цюанем, бегают, играют в бадминтон. При мне три 70-летние старушки (мне показалось, что им около семидесяти, но китайцы всегда молодо выглядят, поэтому им могло быть лет 100) ловко управлялись с веерами и тренировочными мечами, выписывая при этом руками и ногами различные круги. В другой части парка два пожилых мужчины тренировались в искусстве каллиграфии, рисуя иероглифы водой по тротуарным плитам. Где-то неподалеку слышится мелодия вальса – там танцуют пары. В общем, китайцы умеют создавать радом с собой кусочек настоящей природы.
Шанхай поделен рекой Хуанпу на два района: Пуси – большая часть Шанхая, где располагается историческая часть города, и Пудун – новый деловой район, на месте которого до 90-х гг. XX века были только деревни и рисовые поля. Теперь на площади в 522 кв. км. располагаются несколько особых экономических зон, представительства крупнейших международных компаний, международная фондовая биржа и т. д. Эти два района соединены многочисленными мостами и подземными тоннелями.
Хороший вид открывается на район Пудун с набережной Bund (или 中山路 zhong shan lu по китайски). Бунд – это бывшая территория международного сеттльмента, в 20-30-х гг. XX века это был финансовый центр Шанхая. Теперь большинство зданий здесь используются по тому же назначению – это отели, банки, дорогие рестораны. На набережной также располагается здание таможни, на башне которого есть часы, они бьют каждый час, а по утрам и вечерам в 6 еще и исполняют мелодию. На набережной располагается небольшой парк Хуанпу, вход сейчас туда свободной, но во времена Британского господства вход туда запрещался для собак и китайцев, кроме тех, кто сопровождает своих английских хозяев.
В хорошую погоду с набережной Бунд открывается отличный вид на знаменитую телевышку – Жемчужина Востока, которая стала символом Шанхая. Но это на самое высокое здание в городе. По высоте лидирует Всемирный финансовый центр, в народе названный «открывашка».
Он действительно похож на открывашку из-за формы, в которой были выстроены последние этажи. На 94-100 этажах располагаются выставочные и смотровые площадки, с которых открывается потрясающий вид на весь Шанхай. Самый последний этаж называется Skywalk, «небесная дорога», своего рода стеклянный туннель, в котором даже на полу есть прозрачные обзорные окошки. Китайцы иногда подходят к ним и начинают дико прыгать, пытаясь проломить пол. Ох, уж, эти китайцы!
От набережной берет начало NanJing Lu – через несколько сот метров она становится пешеходной, по ней ездят только маленькие милые туристические автобусы-паровозики. Это торговая улица: здесь можно купить все, что душе угодно, а заодно и перекусить.
4
Туристический Шанхай – это прежде всего Старый город, хитросплетение улочек, домов с загнутыми крышами, с которых свисают красные фонарики, множество магазинчиков с сувенирами, ресторанчиков и кафе. По всюду очень много туристов и зазывал. Почему-то на этих зазывал очень везло моей знакомой Оксане, к которой все приставали с вопросами «Вочис, бэгс?», через 20 минут она была убить любого, кто спросит про сумки или часы.
В сердце Старого города находится Old Sity God's Temple или Храм городского бога (城皇庙 – китайское название, которое никак не соотносится с английским, и как иностранцы его переводили?). Это действующий храм, там по-прежнему молятся и приносят подношения, хотя в Китае официальный атеизм.
Недалеко располагается сад Юйюань (добраться до него можно на метро на 10 либо 14 ветке, станция YuYuanZhan). Этот сад в 16 веке начал строить Пань Юньдуань, казначей провинции специально для своих родителей. Но его родители так и не дожили до окончания строительства, впрочем, он вообще не был закончен, так как даже у казначея не хватило денег на строительство такого роскошного сада. Его много раз разрушали и много раз восстанавливали. Сейчас в саду толпами бродят туристы, на знаменитом мосту Девяти поворотов вообще не протолкнешься, постоянно работают вспышки фотоаппаратов, туристы расталкивают друг друга локтями, чтобы посмотреть на плавающих в пруду карпов.
Вообще, в Старом городе даже «не пахнет» стариной, большая часть домов новые или хорошо реконструированные. Вывески McDonald’s, KFC, Starbucks на домиках в старошанхайском стиле выглядят несколько неуместно. Это одно из тех немногих мест, где шанхайский принцип объединения двух противоположностей не работает.
Недалеко от Старого города в жилых кварталах стоит маленьких храм Конфуция. К нему не стоит очередь из туристов, там не пробегают орды зевак, это очень уютный, тихий храм. При династии Юань этот храм стал самым престижным учебным заведением округа, сейчас в его залах воссоздана атмосфера учебного класса XIV-XV веков. В одном из двориков храма стоит статуя Конфуция, рядом с ней любой может зажечь благовония и написать на специальной бумажке просьбу помочь в учебе или благодарность за сданный экзамен или какую-либо достигнутую цель. Эти бумажки вешают на деревья или на специальную доску. Храм Конфуция – это идеальное место, чтобы посидеть и подумать о жизни: уединенные террасы, маленькие дворики, тенистый садик. То самое место, где можно привести свои мысли и чувства в гармонию.
Этот храм находится недалеко от станции метро LaoXiMen на 8, 10 ветках.
5
Шанхайский зоопарк – это ода панде. Все указатели в нем ведут Вас к ней, большая часть сувениров посвящена ей. Около ее загона стоят стенды, рассказывающие о нелегкой жизни этого большого пушистого зверя. В самом загоне соорудили турники, лесенки, качели для панды (и это только в крытом загоне, на свежем воздухе у панды еще больше развлечений). Сама панда в наш визит мирно посапывала на бревне в забавной позе. Каждый раз, когда она ворочалась, к стеклу подбегала кучка туристов и пыталась поймать священный момент пробуждения, но все было тщетно.
Хотя кроме панды в зоопарке есть что посмотреть: жирафы, слоны, львы, тигры, обезьяны всевозможных видов. Отдельно стоит террариум со змеями, ящерицами и прочими хладнокровными гадами. Вообще-то я к ним неплохо относилась, пока не увидела в одном из аквариумов странную змею: половина ее была зеленой, а другая половина коричневой, причем цвет менялся очень резко. Я достаточно долго смотрела на нее, пока не поняла, что это две (!) змеи, только одна прямо на моих глазах ест другую, брррр…
В зоопарке очень много зелени и всевозможных цветов. Широкие тенистые аллеи, скамеечки на перекрестках. В зоопарке пахнет зеленью, а не неубранными вольерами. Везде очень чисто.
Мое знакомство с животным миром Китая не ограничилось только зоопарком. Во время нашей поездки на чайные плантации в Ханчжоу нам повезло встретиться с какими-то полосатыми оранжево-черными гусеницами сантиметров 15-20 в длину. Мы сначала храбрились и даже не пытались с дикими воплями разбежаться по округе, а изображали (с перекошенными лицами) нездоровый интерес с этим тварям. Но после того, как наша китайская провожающая заметила, что они могут быть ядовиты, мы дали волю своим чувствам.
Вообще-то мы приехали в Ханчжоу не за гусеницами, а за чаем. Здесь выращивают сорт Longjing (Лунцзин), который в давние времена могли пить только императоры (если послушать китайцев, то большая часть туристических сувениров и товаров несколько столетий назад могла принадлежать только императорам). Мы приехали во время: весной наступает сезон сбора зеленого чая, а Лунцзин, по словам нашей провожатой, очень хорош именно зеленым. К осени собирают черный Лунцзин, но его мне попробовать не удалось. Весь чай на этих плантациях собирают и сушат вручную, как и много веков назад. И он действительно вкусный (хотя я и не поклонница зеленого чая).
И вот, мы расположились в чайном домике и, пока нам упаковывали чай, пили свежезаваренный чай, смотрели на южные склоны гор, покрытые чайными кустами, вдыхали свежий воздух. Через час мы с Оксаной уже планировали, как возьмем в аренду у китайского правительства лет на 30 воооон тот склон с чайными кустами, осядем в Ханчжоу и станем чайными плантаторами.
До Ханчжоу можно добраться из Шанхая на скоростном поезде, который отходит от вокзала HongQiao буквально каждый час. На этом вокзале есть специальные кассы, где сотрудники вокзала изъясняются на английском. На таком же поезде мы вернулись обратно в Шанхай.