В предыдущей заметке Замок - дворец. Немного о Вателе и русский след в Шантийи мы познакомились с замком Шантийи и его парками.
Мне понравилось как о них отозвался президент Никсон во время своего визита во Францию: "Почему меня семь раз возили в Версаль, и никогда – в Шантийи". Настолько он был поражён как самим замком, так его интерьерами и экспонатами.
А замку очень повезло. На протяжении веков сменяющие друг друга хозяева были похожи в одном они собрали в его стенах уникальную коллекцию живописи, скульптуры, библиотеку редких книг и летописей, предметов искусства.
Как мы уже знаем последним владельцем Шантийи был герцог Омальский, сын последнего короля Франции Луи-Филиппа.
В конце своей жизни, в 1886 году, он передал замок со всем его содержимым (картины, мебель, скульптуры, книги) в дар Институту Франции. Его условием было то, что коллекция должна оставаться такой, какой она была задумана дарителем. Ни один предмет не должен покидать стен замка. Картины нельзя не только вывозить, но даже менять местами. Поэтому этот загородный замок – второй по значимости после Лувра художественный музей Франции.
И так мы входим. Кстати, на ресепшене имеются брошюры-путеводители на русском языке, но мало, может не достаться.
А когда войдёшь, то сразу же окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII века. Прекрасное убранство залов и сама их архитектура восхищает.
Но что меня поразило больше всего это библиотека. Выходить из неё просто не хотелось. Я в обычных библиотеках благоговею перед книгами, а здесь... Такого количества редких книг, собранных в одном месте я не встречала. Первое время я только стояла на одном месте и приходила в себя от увиденного.
Вообще библиотека насчитывает огромное количество бесценных книг, среди которых самое первое печатное издание на нашей планете – Библия Гуттенберга и часослов герцога Берийского, это иллюстрированная рукопись XV века, над которой работали в частности братья Лимбурги. Раритет, конечно, хранится в специальном сейфе, в библиотеке же под стеклом представлена копия — толстенный фолиант, раскрытый на одном из разворотов. Наиболее прославленные изображения часослова — цикл "Времена года" из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков.
Коллекция включает также 300 средневековых рукописей, самая древняя из которых датируется XI веком.
Помещение библиотеки тоже уникально. Архитектор Оноре Доме построил 2-х этажную конструкцию из металла с верхней галереей. Книжные полки были обтянуты кожей и расположены таким образом, чтобы солнечный свет не падал на фолианты. Таким образом, книги надежно защищены от выгорания и выцветания. Наиболее старинные книги находятся в специальном хранилище с микроклиматом, ведь возраст некоторых из них превышает 400 лет, но и там бывают экскурсии. Мне, к сожалению, там побывать не удалось.
Всевозможных залов и комнат в замке очень много, но так как путеводитель на русском языке мне не достался, а от экскурсии я постоянно отставала, то точное название и предназначение многих из них я не запомнила.
Но вот в памяти осталась комната в стиле сенжери, стены и потолок которой украшены остроумными аллегорическими сценками с обезьянками, что соответствовало китайской моде того времени. Разглядывать их можно долго, так как сценки не повторяются, да и обезьянки очень симпатичные.
После этой комнаты остаётся весёлое, приподнятое настроение, такая она яркая. Если бы ещё не мешали японцы с китайцами, было бы вообще здорово. Но им видимо тоже понравилось, поэтому поснимать интерьеры много не дали.
Внутреннее убранство других залов также поражает своим великолепием: многочисленные скульптуры,
ослепительные люстры,
роскошная мебель,
подлинная мозаика из Помпеи.
В мраморном зале вызывает восхищение обстановка прошлых веков.
Уютным показался музыкальный салон, здесь много милых безделушек и красивая антикварная мебель.
Комнаты в основном все проходные, вот по ним и по залам проходим в галерею графа.
Её ещё называют Галереей оленей — это парадная столовая герцога Омальского.
Она создана для мужчин и их увлечений. Здесь можно увидеть их трофеи и прекрасные гобелены на темы охоты. Посмотрев на все атрибуты стало ясно, развлекаться сильная половина человечества умела во все времена.
Одно из самых значимых мест в замке — это картинная галерея.
Это большой зал со скошенными углами, освещаемый через стеклянную крышу. Мне он показался торжественным и внушительным, видимо от большого количества картин великих художников.
Здесь можно увидеть бюст герцогу Омальскому.
В отличие от других залов, здесь тишина, все кто интересуется живописью рассматривают полотна, остальные бегут дальше.
Для любителей здесь есть на что взглянуть, среди прекрасных картин на стенах замка работы Рафаэля и Ван Дейка, Пьеро ди Козимо, Теодора Руссо, Филиппино Липпи, множество миниатюр Жана Фуке, полотна голландских маринистов, картины Энгра, Делакруа и многих других прославленных мастеров.
В этом же зале находится примечательная ротонда.
Поразила имеющаяся галерея с витражами на тему любви Амура и Психеи. Знаменитые 44 витражных окна (сочетание белого, коричневого и золотого цветов, что не совсем характерно для витражей), расположены в галерее, названной ее именем.
А сколько ещё интересного можно увидеть! Это залы с посудой, коллекции эмали, всего не описать. И так уже сокращаю как только можно описание и фото.
А "Лестница Чести", как не рассказать о ней? Её ступеньки уходят вниз в круглое отверстие пола, образуя балкон с коваными перилами.
И, наконец, часовня замка Шантийи посвященная святому Луи. Алтарь скульптора Жана Гудона.
Вобщем рассказывать и показывать можно долго, как я понимаю, не каждый это может вытерпеть, поэтому заканчиваю. Первая заметка с таким количеством фотографий!