Мы всегда находим время поехать на площадь Бланш, расположенную в районе Монмартр. Белая площадь названа так по цвету известняка, перемалываемого на мельницах холма Монмартр.
Раньше мы выбирали отель в этом районе и постепенно изучили все окрестности. Воспоминания о тех днях заставляют нас повторить этот маршрут.
Мимо кабаре Мулен Руж (бульвар Клиши, 82), мы поднимемся от площади Бланш по улице Лепик наверх. Мимо кафе"Две мельницы" (улица Лепик, 15), где работала официанткой Амели. Мы доходим до следующей улицы, почти до ограды кладбища.
Наш путь к базилике Сакре-Кёр неизменно проходит через площадь Тертр. Но сейчас площадь остается справа. Проходя мимо площади, можно легким поворотом головы искоса осмотреть ее. Убедившись, что толпа на площади не стала меньше, можно пройти мимо.
Площадь Тертр очерчена квадратом зданий, в которых разместились конкурирующие за внимание туристов кафе и рестораны. Названия некоторых кафе растиражированы путеводителями. Почти все здания на площади имеют свою легенду, о чем свидетельствуют таблички на фасаде, а кафе гордятся знаменитыми посетителями.
Недалеко за углом площади — центр Сальвадора Дали, музей где можно посмотреть творения великого сюрреалиста и даже послушать его голос. В двух кварталах севернее площади Тертр находится музей Монмартра (rue Cortot, 12).
Чаще всего к базилике Сакре-Кер, мы проходим улицей Abbess через сквер Эмиля Гудо. Поднявшись по ступеням сквера, мы отдыхаем, читая пожелтевшие афиши в витрине бывшего общежития друзей Пабло Пикассо и Модельяни. В центре сквера стоит фонтанчик с питьевой водой, подаренный Парижу миллионером-филантропом сэром Ричардом Уоллесом. Четыре кариатиды поддерживают чугунный купол фонтана, разработанный французом Чарльзом А. Лебо. Вокруг фонтана летом гуляют голуби.
Дальше нам нужно подняться в гору и пройти сквозь толпу, заполняющую эту площадь в любое время года. Я не люблю площадь Тертр, затоптанную туристами, заставленную мольбертами. Не люблю скучных художников, превративших старую площадь в унылое место работы. Не люблю скучающих туристов, делающих вид, что им интересно среди этого надуманного карнавала.
Меня раздражают пряничные расписные кафе и обеденные столы, установленные летом в центре площади Тертр.
Мне надоела история про нетерпеливое русское "Быстро, быстро!" и мифы о французских "бистро".
Мне не нравятся таблички на зданиях в районе площади Тертр, типа: «в этом доме жил тот, кто уехал в Арль, там отрезал себе ухо и прославился».
Мне не нравится сказки гидов про то, как состоятельные люди, желая сохранить инкогнито, на дверях своих квартир в этом районе вешают таблички с именами знаменитых художников вместо своих. Очевидно, считают себя более значительными, чем художники, прославившие Монмартр.
Я быстро прохожу сквозь толпу на площади, не участвую в спектакле. Не могу переступить через свое неприятие: есть, пить и позировать для портретов на французском Арбате.
На углу площади жду мужа, снимающего на камеру старинную булочную и антикварную лавку. Любуюсь двумя мелкими, с короткой шерстью, почти голыми, собаками, которые сложили свои передние лапки на раму свежей написанной картины.
Собаки на несколько минут застыли и камера оставила на память верных поклонников художника. Старый художник обернулся и улыбнулся их выходке.
Проходя мимо площади Тертр, мы выходим к наклонной площадке, где разворачивается детский поезд и играет шарманщик.
Эту музыку я вспоминаю дома в предвкушение поездки в Париж.
перед входом в базилику Сакре-Кер с холма вниз устремились ступени, спускающие людей с небес на землю — на смотровую площадку с панорамой Парижа.
Футболист-мим ритмично отбивает мяч, часами балансируя над Парижем.
Вспоминаю о нем, просматривая отснятые кадры. Узнаю его на фотографиях всех туристов, посетивших Монмартр.
Однажды, почувствую усталость от жизни, или пойму, что поездка будет последней, я сольюсь с толпой на площади Тертр.
Куплю на память рисунок художника с Монмартра или даже привезу домой свой портрет.
Закажу самое дорогое блюдо в самом пафосном ресторане.
Увезу с собой дорогое воспоминание еще об одной любимой достопримечательности Парижа.