Из Карса я бежал в сторону грузинской границы. Долго обходил конторы в городе в поисках транспорта до Пософа, но нигде ничего не добился. Здесь никто не говорил по английски, а если и открывал рот, то умудрялся так исказить слова, что приходилось несколько раз переспрашивать. Старый дед, хозяин отельчика, вечером угощал меня чаем, а потом посетовал, что говорит только по немецки и, набрав номер, дал мне трубку. Мужик с того конца уверил меня, что мне надо ехать до Ардахана утром во столько-то, а там пересесть на автобус идущий до Тбилиси. Я ему даже поверил. Дедушка показал мне как дойти до искомого отогара (автовокзала), который я вчера безуспешно искал полдня.
— Здравствуйте, приветствовала меня бабушка по русски.
Я присел рядом с ней, так как ей хотелось со мной поболтать. Салмаз живет в Баку и когда-то хорошо знала русский, когда то училась в России, но с тех пор прошло много лет и она почти забыла язык. Она дала мне свой бакинский телефон и звала в гости.
Практически всю историю своего существования Ардаган был небольшим уездным городом. Позже — входил в состав вилайета Эрзурум Османской империи. В 1878 году в результате Русско-турецкой войны перешёл к России. В 1914 году Турция захватывает Ардаган. В захваченном турецкими войсками регионе армянское население также как и в других занятых территориях подвергается резне. Массовое уничтожение армян в Артвинe, Ардагане и Ардануче, проходило под руководством особой организации, под видом военных действий.
Ардахан маленький город в котором трудно найти достойное зрелище. Я бродил целый час по его улицам, но так и ничего не понял. Все христианские храмы тут давно разрушены, а новодельные мечети не вызывают никакого интереса.
Обещанного автобуса до Грузии тут не было, а долмуш до Пософа где-то задерживался. и приехал с часовым опозданием.