История Нюрнберга начинается с красивой и романтичной легенды. 1050 год. На скалистой горе стоит крепость. Первый Император Генрих Третий, который и построил крепость на скале – Кайзербурга-Норенберка, был романтиком. Он самым внимательным образом отнесся к истории любви богатого графа Рихольта к крепостной девушке-красавице Зигине. Несмотря на обычаи того времени, которые запрещали такой неравный союз двух любящих сердец, в своей Грамоте Император Генрих Третий, понимая их чувства, даровал свободу девушке Зигине и повелел, чтобы она, а также и ее дети были вольны наследовать, все то, чем владеет ее супруг граф Рихольт. Грамота Императора до сих пор хранится в архиве города, как первое письменное упоминание о Нюрнберге. Именно тот день, когда была подписана Грамота Императора (15 июля 1050 г.) считается Днем рождения города.
Вторая романтическая легенда связана с «золотым» кольцом "Прекрасного фонтана" (Schöner Brunnen), который возвышается пирамидой на краю Главной Рыночной площади. Ренессансной решеткой работы мастера Паулуса Куна этот готический фонтан был окружен в 1568 году. Но легенда рассказывает нам о любви одного молодого человека, который трудился подмастерьем у лучшего мастера Нюрнберга. Этому мастеру и было поручено сделать решетку фонтана. Талантливый подмастерье, желавший жениться на дочери своего хозяина, вделал в уже установленную кружевную решетку два кольца (золотое и железное). "Фокус" состоял в том, что ни на кольцах, ни на решетке не было видно швов. Как ему это удалось — загадка. Об этом в Нюрнберге спорят до сих пор. А раз объяснения не нашли, то просто решили, что дело тут не обошлось без помощи нечистой силы. Свадьба так и не состоялась. Юноша, обвиненный в связях с чёртом, был вынужден бежать из города и никогда больше в него не возвращался. А его кольца в решетке по сей день считают волшебными. Черное крутят пары, мечтающие завести ребенка, а золотое — исполняет любые другие желание.
Приходите загадывать желания в полдень. И не забудьте обратить внимание на Фрауэнкирхе, также расположенную на Главной Рыночной площади Нюрнберга. Фрауэнкирхе – одна из трёх главных городских церквей. По замыслу императора Карла IV, распорядившегося о строительстве церкви (1352-1358 гг.), она должна была стать придворной церковью императорского двора. На фасаде церкви ежедневно проходит спектакль движущихся человечков. Фигурки изображают коллегию курфюрстов, которая согласно порядку, закрепленному в «Золотой булле» Карла IV, должна была избирать императора. Курфюрсты в красных мантиях, отдавая дань уважения, три раза обходят вокруг императора, восседающему на троне фигуры семи курфюрстов, который благосклонно покачивает скипетром. Начиная с 1509 года «механический спектакль» демонстрируется каждый день, ровно в полдень.
На той же площади Вы можете купить пряники Элизы, которые являются основной другой нюрнбергской легенды. Местный пекарь, у которого недавно умерла дочь, решил испечь для больной дочери герцога нежные и воздушные пряники. Пекарь отправил это лакомство во дворец в коробке, на которой написал «Элизе». На следующий день по городу пронесся слух, что дочь герцога пошла на поправку. С тех пор пряники Элизы стали любимым лакомством не только дочери герцога, но и всего города. Храниться пряники могут сколь угодно долго. А первые три-четыре месяца они считаются еще очень свежими. При покупке обращайте внимание на то, чтобы на упаковке были слова “Ohne Mehl”, что означает – «Без муки». Только такие пряники сделаны по оригинальному рецепту!
Я выбрала пряники вот в такой очаровательной коробочке.
Другая «вкусная» легенда города связана с нюрнбергскими колбасками. По размеру они как мизинец. Но как говорится, мал да удал. По старой легенде, настоящие нюрнбергские колбаски так малы, чтобы их в случае нужды можно было просунуть в замочную скважину. Так продавцы могли продавать их уже после закрытия лавок. Якобы, такой метод ведения торговли избавлял их от налогов. Непонятным остается одно — как покупателям удавалось просовывать в замочную скважину гульдены? Другая легенда о колбасках, учитывает нестыковку с деньгами — якобы, сосиски служили едой для заключенных и больных чумой, которым не надо было платить за просунутую в отверстие еду. Даже рассказывают об одном городском дворянине, которого уличили в измене и заключили под стражу. Имея по закону право на выполнение одного желания, он пожелал ежедневно доставлять ему к трапезе 2 колбаски, чем граждане Нюрнберга и занимались следующие 38 лет. Таким образом, за период заключения он съел порядка 27 740 колбасок. Как бы там ни было, "тройка в булочке" — это наилучший рецепт утоления голода. А если Вам этого мало, то в Нюрнберге Вы без труда найдете уютные колбасочные, в которых Вас накормят вкуснейшими поджаренными колбасками с капустой и хреном.
Однако в Нюрнберге есть не только легенды о любви или разных вкусностях. Одна из старых историй города связана с Глубоким колодцем Кайзербурга. Первый рабочий, искавший воду и спускавшийся для этого на глубину, стал рассказывать о потайном ходе в скале. И если пойти по этому ходу, то он приведет в огромный, хорошо освещенный зал. А в центре зала за каменным столом восседает какой-то император внушительного роста. Стали поговаривать, что это сам Карл Великий. Слухи поползли по городу, историю начали рассказывать на ночь детям, и постепенно не осталось человека, который не знал бы о наличии подземного дворца. История дошла до ушей советников города, которым было неприятно осознавать, что подземный зал более роскошный, чем их зал в нюрнбергской Ратуше. Тогда они стали искать смельчака, который спустился бы в колодец. Неудивительно, что добровольцев не нашлось. Тогда один из советников предложил отправить на поиски таинственного зала вора, приговоренного к смерти. А в обмен на опасное путешествие посулить ему жизнь. Нетрудно догадаться, что осужденного на казнь преступника долго уговаривать не пришлось. Когда вор спустился на дно колодца, то, услышав шум воды, отважно пополз в тайный проход в скалах. Он долго шел в глубокой темноте, и наконец увидел полоску света и вдруг… очутился в огромном светлом зале, украшенном драгоценными камнями. В середине зала, за столом сидел император Карл Великий, а окружала его стража с обнаженными мечами. Вор от испуга споткнулся о камень, но сработали профессиональные инстинкты — не растерявшись, он схватил его и положил в карман. Когда его подняли из колодца, тотчас привели к советникам. И он рассказал им все, что увидел, предъявив в доказательство драгоценный камень. Повторить невероятное путешествие никто так и не решился. Но еще говорят, что в Вальпургиеву ночь (то есть с 30 апреля на 1 мая) Карл Великий поднимается из колодца и со своей свитой объезжает Кайзербург. И если прислушаться, то можно услышать глухой стук копыт и голоса его рыцарей.
Был в Нюрнберге и свой Робин Гуд. Звали благородного рыцаря-разбойника, промышлявшего в окрестностях Нюрнберга в 14 –м веке, Эппелайн фон Гайлинген. Доподлинно неизвестно, что привело Эппелайн в ряды разбойников, однако есть свидетельство о том, что в 1369 году суд города Нюрнберга объявил его вне закона.В 1375 году власти разрушили его имение «Вальд». С этого момента Эппелайн с друзьями, не менее благородного происхождения, становится настоящей грозой для Нюрнберга. Лет через шесть, как утверждает легенда, он все-таки был схвачен и был приговорен к смерти. Поскольку пойманный был человеком благородного происхождения – он мог рассчитывать на некоторую снисходительность в обращении с ним. Перед казнью Эппелайн попросил о последнем желании – в последний раз проехать на своём верном боевом коне. Его просьбу удовлетворили – разрешили прокатиться верхом в замкнутом крепостном дворике. Гайлинген вскочил на коня и… перемахнул через крепостную стену и ров, ширина которого в этом месте составляет 15 м, и был таков! Правда, через несколько лет он снова был схвачен, и на этот раз казнён в Нюрнберге. Но следы подков легендарного жеребца Эппелайна сохранились на крепостной стене Кайзербурга.
Еще одна из старых легенд Нюрнберга довольно забавная. И связана она с фонтаном "Гусиного пастушка", изображающего молодого человека в модной шляпе и с двумя гусями, которых он вот уже почти 450 лет прижимает к себе руками. "Гусиный пастушок" или "Мужичок с гусями" (Gänsemännchenbrunnen) установлен около городской Ратуши Нюрнберга. Согласно городским хроникам, заказан фонтан был в 1550 году. По легенде этот деревенский житель, предпочитал пиво воде. Однажды у него закончились деньги, он взял двух своих последних гусей и отправился на рынок в город, чтобы продать их и выпить пива. В общем-то, его вполне можно понять — пиво в Нюрнберге варят отменное. Путь был долгим, а день жарким. Жажда окончательно замучила крестьянина. Тогда несчастные гуси почувствовали, что у них появился шанс на спасение. Они заговорили (жить-то хочется) и предложили крестьянину заключить сделку: они помогут ему утолить жажду, а он должен сохранить им жизнь. Недолго думая, крестьянин согласился на эти условия, и из гусиных клювов потекла кристально чистая и прохладная вода. В этот момент по дороге проходил незнакомец, сильно удивившийся происходящему. Крестьянин рассказал ему о том, что с ним случилось. Незнакомцем оказался знаменитый мастер бронзовой скульптуры Панкрац Лабенвольф, который потом использовал эту историю для создания фонтана.
У этого фонтана есть несколько копий. Одна из копий этого фонтана, которую заказал сам Людвиг II, находится в замке Хоэншвангау, в котором вырос баварский король. Еще одним знаменитым почитателем нюрнбергского гусиного пастушка был Иоганн Вольфганг фон Гёте. Этот немецкий поэт четыре раза бывал в Нюрнберге. Во время одного из визитов он приобрел для себя глиняный вариант "Мужичка с гусями". В письме от 5 июля 1814 года Гёте благодарит своего нюрнбергского знакомого, который помог изготовить керамический слепок с оригинальной скульптуры. У исследователей нет сведений о том, что стало с этой глиняной копией после смерти Гёте, но в Веймаре, где он жил и работал, установлена бронзовая копия нюрнбергского фонтана. Другие копии "Мужичка с гусями" находятся в швейцарских городах Люцерн и Тун, а также в немецком городе Майнинген.
У дома Нассау, шестиэтажного здания с четырьмя угловыми башенками, построенного в романском стиле и выходящего на площадь Лоренплац, тоже имеется любопытная история. Это имя дом получил по недоразумению. Однажды, в 1431 году король Сигизмунд, видимо очень нуждавшийся в ссуде, заложил хозяину дома – тогда дом принадлежал роду Ортлибов – одну из своих корон за 1500 гульденов. Как вернулась к королю его корона, и возвратил ли он деньги своему кредитору, об этом и история, и историки упорно молчат. Главное, что в память об этой сделке фасад здания тут же украсили императорским гербом, гербами папы, семи курфюрстов и города Нюрнберг. Позднее эту историю с короной приписали другому королю — Адольфу фон Нассау. Отсюда пошло название дома.
Другая легенда связана с милым домиком с красно-белыми франконскими ставнями. На самом деле этот домик -это знаменитый Дом палача (Henkerhaus) в Нюрнберге. Согласно легенде, родственники осужденных приходили на этот мостик, чтобы уговорить палача облегчить страдания приговоренного к смерти. Без палача никуда, также как и с ним -жители Нюрнберга избегали встреч с представителями данной профессии, т.к. физический контакт с ними считался «нечистым». Несмотря на свою печальную историю, это довольно приятное место с красивыми видами на воду и плакучие ивы.
Последняя заинтересовавшая меня история связана со Святым Себальдом. Церковь Св. Себальда (Sebalduskirche) – самая старая церковь Нюрнберга. В церкви хранятся мощи Святого Себальда в серебряном реликварии под чугунным «балдахином», авторы Петер Фишер Старший с сыновьями. Согласно преданиям, в 1070 году там, где сейчас стоит Нюрнберг, умер и был похоронен отшельник Себальд, живший в лесу. О его жизни мало что известно, но сразу после смерти Себальда к его могиле стали во множестве приезжать паломники. Этим, кстати, Нюрнберг во многом обязан своему росту. Могила Себальда находилась в небольшой капелле Святого Петра, а в XIII веке на месте старой капеллы была построена большая двухбашенная церковь Святого Себальда. Двумя столетиями позднее Себальд был канонизирован, и сейчас этот святой считается покровителем Нюрнберга. Говорят, что к Святому Себальда приходят просить здоровья. И он никому не отказывает в помощи.