Окончание. Начало здесь На поиски заброшенной церкви. Бездорожье и запустение
Итак, на горизонте над лесом показался силуэт колокольни. До цели экспедиции оставалось каких-то пара километров.
Времени на преодоление оставшегося расстояния у нас ушло совсем не много. И вот, выйдя в очередной раз на опушку леса, мы оказались у подножия холма, на котором и располагалась цель нашей поездки – заброшенная церковь. Как водится, вокруг церкви кладбище. Могил совсем уже на разобрать, кресты все опали — давно никто не наведывался.
Церквушка совсем небольшая, видимо заброшена уже давно, еще до того, как жители окрестных дервень начали покидать свои жилища. Наверу, возле башенки с крестом уже успела вырасти довольно крупная рябинка.
Со стороны алтаря виднеется довольно крупная вертикальная трещина. Неясно откуда она образовалась, ведь район не сейсмоопасный. Скорее всего, была ошибка в закладке фундамента и тот не выдержал веса здания.
Церковь нельзя назвать совсем уж необитаемой. Кто-то туда приходит, может быть такие же любопытные, как мы. В верхней части виднеется лестница из дерева. По сравнению с общими разрушениями лестница выглядит относительно свежей. Скорее всего, ее поставили туда не так давно.
Очевидно, кто-то пытался подремонтировать крест. Такое предположение пришло к нам в голову после осмотра креста. Изделие из металла, имеющее ажурную форму должно было прийти в негодность довольно быстро. Однако крест стоит, его не погнуло ветром. Правда не хватает нексольких деталей в правой части.
Сама же кладка оставляет желать лучшего. Я где-то слышал, что церкви строили с применением специального растовра, добавляя в него то ли молоко, то ли яйца для лучшего сцепления кирпичей. Видимо, не в данном случае. Потрогав кирпичи в кладке руками, я убедился, что даже стоящие на месте шатаются. Скрепляющий их раствор превратился в песок. Очевидно, кто-то во время стоительства сэкономил на стройматериалах.
Думается, что ошибки при расчете фундамента в совокупности с низким качеством раствора и послужили основной причиной разрушения церкви. И кто знает, может быть это было предпосылкой исхода местных жителей из этих мест?
Войдя «внутрь» церкви со стороны главного входа, обнаружили густые заросли бурьяна. Пожалели, что не взяли с собой мачете, они бы тут явно пригодились
Однако в том месте, где раньше располагался алтарь, никакой растительности не было. Прослеживалась четкая граница между заросшей территорией и свободной от растительности.
В алтарной части стоял принесенный кем-то стол.
На столе рядом со строительным мусором располагались иконы и пожертовования. Мы тоже оставили там пару монет, хотя не понятно для чего.
Я уже говорил, что церковь не совсем заброшена, люди туда все-таки наведываются. В очень многих нишах, образовавшихся в ходе разрушения стен спрятаны (иногда прикрыты чем-то, иногда лежат открыто) иконы и другие предметы культа.
Разрушения достигли таких масштабов, что своды крыши над приделом обрушились совсем, а над алтарем кое-где зияют сквозные дыры, в которые растения пускают свои корни.
В верхней части зала в одном уровне с верхними окнами находится пятно, очевидно там был нарисован на штукатурке святой лик. Судя по очертаниям, Богородица.
Автор заметки также не устоял перед соблазном залезть на полуразрушенную стену, хватаясь руками за выпадающие из стены кирпичи. Виды оттуда действительно замечательные, правда, приходится контролировать положение тела, чтобы не упасть ненароком.
Залезанием на стену мы завершили осмотр заброшенной церкви и теперь со спокйной совестью могли отправляться обратно к тому месту, где нас ждала машина.
Я уже говорил, что вокруг церкви нет ни одной деревни, ближайшая заброшенная находится километрах в трех от этого холма. Только кладбище, такое же древнее и заброшенное, расположенное чуть пониже по склону, навевает на грустные мысли.
Обратно возвращались по той же дороге, пробираясь по тропинкам, когда-то бывшим проезжими дорогами, проходя мимо заброшенных домов, тракторов, теплиц и другого хояйства.
Дойдя до машины, тронулись в путь и уже через каких-то полчаса были на довольно проезжей дороге, по которой ходят лесовозы. Значит, до цивилизации оставалось совсем не много.
Так и доехали до дому.