Как одним росчерком пера написать в целом про страну? Тем более такую сложную и многогранную как Перу. Возможно ли представить ее в одной заметке так чтобы люди поняли что это такое и ощутили какие-то неуловимые нити, управляющие этим миром через традиции, эмоции, образы и музыку...
Попробую хотя бы чуть-чуть приблизиться к этой цели описав в одной заметке наш небольшой поход в древний форт инков Саксайуаман, что означает в переводе "сытый сокол". Хотя правильнее было бы назвать его в самом деле "зубами пумы", ведь вытянувшийся в долине между гор город Куско напоминает лежащую или распрямившуюся в прыжке пуму, а Саксайуаман, занимающий приличную площадь на высоком холме в области ее головы своими каменными конструкциями четко выписывает линии рта и зубы.
Начать наш тур в Перу с зубастой улыбки пумы — дело безусловно знаковое. Тем более, что для этого сложились все обстоятельства. Прилетели мы из Лимы в Куско в районе обеда, быстро перебрались из аэропорта, расположенного в районе задних ног или даже хвоста пумы, в отель и тут же соориентировались на местности. Отель находился очень удачно в районе шеи пумы фактически прямо у начала подъема на Саксайуаман, который безусловно является самой значимой достопримечательностью в непосредственной близости от древней столицы инков Куско.
Невзрачный на вид с улицы отель Rumi Punku оказался красивейшим переплетением нескольких высоких строений и патио в старинном стиле. Наверное похожие ощущения испытала Алиса, когда мгновенно росла, откусывая шляпки от грибов по совету синей гусеницы... Наш отель был похож на несколько высоких грибов растущих внутри колодца, между которыми спрятались симпатичные патио.
...Проверили где мы должны забрать машину вечером, оказалось что на соседней улице. Больше проблем не оставалось и выпив в отеле двойной чай из листьев коки, чтобы как советуют лучше адаптироваться к высокогорью (3400м над уровнем океана сразу после Лимы, расположенной прямо на его берегу), решили все же подняться к Саксайуаману на такси. Наверное так было разумно, чтобы без адаптации к высоте не встрять на подъеме, рискуя потерять все время и ничего не увидеть.
Такси довезло нас туда минут за 20, потеряв сначала немного времени в городе, где мы столкнулись неожиданно с какой-то красочной процессией в стиле инков, а затем еще и наверху холма, где мы довольно долго петляли по серпантинистому хребту пумы. Это вместо прямых 200 метров подъема... И вот наконец мы стоим наверху и смотрим вниз на древнюю столицу инков Куско...
...К Перу я шел очень долго. Путеводитель Lonely Planet у меня лежал дома наверное больше 10 лет, прежде чем обстоятельства сложились как надо и мы отправились в эту поездку месяц назад. Его я конечно все эти годы не открывал, поэтому все мое впечатление о стране можно было свести на тот момент к картинке с обложки этого путеводителя. А выглядела эта картинка примерно так:
Люди, одетые в национальные костюмы и традиционные шапки и шляпы, альпаки, музыка гор, все это вместе в видом на древнюю столицу инков мгновенно вернула меня к этой единственной иллюстрации из путеводителя.
Но с какой любовью они исполняли песни и с какой любовью они относились к животным! Фантастика! Собственно и играли они просто так, дадим мы им за это деньги или нет, их это совершенно не волновало. Во всяком случае так показалось мне, ведь искренность разыграть крайне трудно...
Эта первая встреченная нами парочка возможно так и осталась самой колоритной за всю поездку, хотя повидали мы впоследствии много самых разных людей. Эту колоритную пару мы встретили под статуей Белого Христа, который как и мы взирал сверху на город.
Пообщались, впитали в себя их энергию и пошли дальше в Саксайуаман, который неясными пока очертаниями виднелся вдали на нескольких холмах.
Ближе к входу и знаменитым стенам Саксайуамана мы встретили еще множество потомков инков, но они уже не были такими воздушно-лирическими как та парочка встреченная чуть ранее. Они занимались своими традиционными делами, вязали одежду как для себя, так и для домашних лам, альпак и овечек. Правильнее кстати говорить не лама, а йама или льяма, так как она на испанском не lama а llama...
Тут же дети индейцев опять же традиционно подрабатывали на фотографировании или просто выпрашивали деньги у туристов.
Наверное можно всю эту небольшую сценку сравнить с небольшим кустарным производством. Сделанные здесь вещи тут же транспортируются ближе к выходу из комплекса, где их настойчиво пытаются продать туристам, уставшим после посещения довольно большого комплекса инков...
Я не буду в этой заметке писать про сам Саксайуаман, так как он заслуживает отдельного материала, а то и двух. Настолько он интересен. Мы провели там наверное часа три и не заметили как начался закат. Оставалось только спуститься по лестнице в город и забрать машину. Отсюда издалека освещенный солнцем белый Христос смотрелся поистине волшебно.
Эта статуя немного похожая на Христа из Рио, была построена иммигрантами из Палестины, которые перебрались в Куско в 1945 году. Куско их приютило и статую они возвели на свои деньги в благодарность за это, а также возможно в качестве напоминания себе, а также жителям и гостям города о том, что добрые дела никогда не остаются незамеченными, даже если и нам кажется порой что это не так...
Нас же ждала широкая мощеная дорога ведущая вниз к телу пумы. Похожая чем-то на дорогу из желтого кирпича из страны Оз, ее качество ухудшалось, крутизна росла, а впереди где-то прятались саблезубые тигры, маковые поля, изумрудные города и летучие обезьяны...
Действительно в этот момент после того как Перу раскрыло нам двери в свой сказочный мир, ощущение происходящего наяву волшебства не покидало нас до конца поездки. Фактически наше погружение в мир Перу началось именно здесь над Куско, в Саксайуамане...
Спускаясь, всегда любопытно наблюдать за окружающими. Кто-то идет вниз, а кто-то вверх...
Красивый недолгий спуск в Куско в конечном итоге привел нас к "началу подъема" наверх. Ворота в Саксайуаман охранял рыжий пес, который сидел неподвижно и смотрел на нас сверху вниз немигающим взглядом.
Чуть позже его сменила вот эта женщина, которая как и почти все перуанские женщины, несла ребенка у себя за спиной. Она только что поднялась пешком из города, и решила в этом месте передохнуть перед последним и самым крутым подъемом наверх. Ее ребенок казался огромным и как мне кажется спокойно смог бы подняться самостоятельно.
В этом месте улица, ведущая снизу из Куско делает крутую петлю, вокруг которой и концентрируется жизнь.
Нашим вниманием же практически мгновенно завладел музыкант, который играл поочередно на нескольких инструментах. Мы присели рядом с ним и довольно долго слушали как эти звуки "андской музыки" гармонируют с горами и с нашим внутренним мироощущением слившись воедино в это мгновение.
Вот эта флейта называется кена. Это очень древний инструмент, самая старая находка датируется возрастом около 10 тысяч лет до н.э. У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно кену называют "флейтой печали".
Техника извлечения звука из кены непростая. Я попробовал издать на ней хоть один достойный звук, но у меня получились разве что какие-то невнятные хрипы и свисты... Чтобы что-то получилось при игре на кене важно закрывать ствол флейты со стороны пропила частью лица от губ до подбородка и слегка придерживать углы пропила между губ. Большую роль играет дерево из которого сделана кена. Эта возможно была сделана из дерева каоба (разновидность красного дерева) и отполирована черным лаком.
Кроме кены нам поиграли еще и на антаре. Это тоже флейта (только однорядная многоствольная) сделанная как правило из тростника. Размеры трубок специально делаются разной длины, что влияет на глубину звука. Играют на ней очень активно быстро переходя на одном выдохе от одной трубки к другой...
Здесь же в одном из киосков мы познакомились и еще с одним ярким символом Перу — белой кукурузой, которая называется здесь choclo.
Она гораздо более крупная чем весь прочий всякий там корн или маис и имеет более сладковатый вкус. Когда ее варят, часто добавляют немного сыра. Получается choclo con queso, настолько вкусно, что после прослушивания музыки, мы решили задержаться здесь еще в одном придорожном кафе. Choclo con queso с легкой руки организовало нам первый ужин )) Местное пиво Cusqueña идет как очень достойное дополнение к чокло.
В кафе была терраса с видом на город, и перед "спуском в Куско" за машиной мы немного поглазели на этот город сверху, который пока еще оставался для нас большой загадкой.
И только радужный флаг города Куско, перешедший к городу по наследству от империи инков, где он как и во многих культурах коренных народов выражал мост между миром людей и богов, пока еще свободно реял над городом возможно не зная, что точно такой же флаг (ЛГБТ-движения) в последние годы свободно реет над всем остальным миром...
Радуга — это ведь еще и свобода, только понимают все ее по-разному!