В конце июля в рамках съемок нашего любительского документального сериала "Ленинградская область, которую вы не знаете" отправились мы с мужем в очень красивое и памятное нам обоим место — на базу отдыха на одном из островов Выборгского архипелага. После ночлега в одной из гостиниц Выборга Приют романтика мы прибыли на место и, подкрепившись в столовой завтраком, приступили к съемкам.
Карельский перешеек на протяжении веков был предметом споров между Россией и Швецией. Амбициозный и энергичный царь Петр Алексеевич Романов — основатель Российской империи отнял у Швеции побережье Балтийского моря от Выборга до Клайпеды. Взять сильно укрепленную шведскую крепость Выборг стоило русской армии великих трудов и больших жертв. Овладеть крепостью с ходу нечего было и мечтать, и в 1710 г по приказу Петра I вокруг Выборга строится ряд фортификационных сооружений, должных облегчить штурм неприступной крепости. В 1710 г перед штурмом Выборга русскими войсками была возведена вокруг шведской твердыни блокадная линия из редутов и артиллерийских батарей. На один из таких редутов начала XVIII века мы и отправились в день приезда на базу отдыха "Исланд". Находится этот редут на южной оконечности острова Крепыш, который соединяется с островом Передовик мостом через сильно заросшую камышом протоку.
Редут простреливал южный вход в пролив Тронгзунд, по которому проходил тогда и проходит сейчас главный фарватер, ведущий к Выборгу. На другом берегу пролива Тронгзунд, тоже на острове находится город Высоцк. На его территории тоже есть укрепление, защищавшее, как и редут Кирккониеми, южный фарватер Выборга Крепость Тронгзунд.
Рядом с редутом Кирккониеми насыпана дамба. Это так называемые Тронгзундские ворота — вход в Тронгзундский пролив. Ворота освещаются в темное время суток маяками, именно здесь проходят все суда, идущие в порт Выборг.
Редут в форме неправильного четырехугольника обращен фасами к проливу и имел три выступа в виде бастионов. На них стояли орудия и простреливали вход в пролив Тронгзунд.
Редут функционировал весь XVIII век и периодически подновлялся. Во время русско-шведской войны 1809-1811 г.г. здесь соорудили караульный дом, пороховой погреб и печь для каления ядер.
К началу XIX века редут располагал 14-ю орудиями разного калибра. Кипели бои здесь и в последнюю войну. Сражения за острова Выборгского архипелага происходили в конце августа 1941 г и в июле 1944 г.
Петровские редуты вокруг Выборга выполнили свою боевую задачу, — в 1710 г шведская крепость была взята. Но и в последующие века этот пограничный регион никогда не был спокойным и требовал постоянной защиты. Русская военно-инженерная мысль продолжала создавать все более совершенные оборонительные сооружения. На острове Малый Высоцкий вечером того же дня мы посетили Зоринское укрепление.
Построено оно во второй половине XIX века и тоже защищало пролив Тронгзунд от прорыва к Выборгу вражеских кораблей.
Это сооружение сохранилось, разумеется, лучше, чем редут Кирккониеми. Здесь находились пороховые погреба, казармы, бастионы для открытого размещения орудий и бетонные дворики для установки пушек с сектором обстрела почти 180 градусов.
Закончили съемки Зоринской батареи мы довольно поздно и отбыли на взятой в аренду плоскодонке на базу "Исланд", чтобы отметить удачный съемочный день скромным ужином в местном ресторане и провалиться в глубокий сон в нашем номере эконом-класса.
На другой день с утра мы отправились к еще одному укреплению XIX века, расположенному на одном из островов Выборгского архипелага.
Добирались до него мы не без приключений. Выборгский архипелаг — это скопление самых разных по форме и размеру островов в Выборгском заливе. Несмотря на наличие карты, мы благополучно заблудились в этой путанице островов и доплыли до материкового берега Выборгского залива. В проливе между островами попали в приличное волнение, едва не перевернув лодку и не утопив нашу съемочную технику.
Но все в итоге обошлось, и мы пристали к незнакомому берегу. Мне пришлось искать людей, чтобы спросить, где мы вообще находимся, а муж остался охранять лодку. В пустынном дачном поселке удалось найти одну любезную пожилую пару. В ответ на мой вопрос, на каком острове мы находимся, они сообщили, что это материк. После подробного изучения карты с хозяином коттеджа, в который я забрела, мы выяснили, что поплыли от базы отдыха совсем не в ту сторону, в какую было надо, и нужный нам остров находится от нашей базы в 40 минутах плавания. Так семейный топографический кретинизм заставил нас переплывать прилично штормящий пролив, а потом, когда мы покинули спасительный для нас дачный поселок, переправляться с лодкой через завалы камней
В итоге, мы проделали путь раз в пять длиннее, чем это было необходимо. Дурная голова не дала в данном случае покоя не столько ногам, сколько рукам (грести против волны довольно тяжело). Боль в нетренированных мышцах еще долго будет нам напоминать о нашем морском приключении. Но, хоть дело было днем, путеводная звезда (или звезда удачи) все-таки вывела нас к острову Черновой и вожделенной Пильской батарее.
Батарея эта строилась в 60-х — 70-х годах XIX века и держала под обстрелом северный фарватер, идущий к Выборгу.
Если смотреть на Пильскую батарею сверху, то она предстанет в форме расчески. Основание расчески идет параллельно берегу пролива. Это земляной вал с помещениями для хранения боеприпасов под землей.
"Зубья расчески" — это скальные массивы, сильно заросшие лесом. На них, на барбетах стояли орудия, простреливающие северный Выборгский фарватер. Внизу находились обвалованные землей помещения из кирпича и бетона для хранения боезапаса и размещения личного состава.
Внутри валов имелся также колодец и каменный пирс для швартовки судов.
Сейчас сюда заходят на стоянку яхты богатых туристов — любителей нашей суровой северной природы и лодки рыбаков. Улов компании, отчалившей от острова вскоре после нашего прибытия мы заценили с величайшим уважением.
Вообще, эти воды кишат рыбой, так как здесь совсем нет предприятий (единственное — это порт города Высоцка), острова доступны лишь владельцам плавсредств, а до 1990 года здесь была строго охраняемая погранзона. Все эти факторы способствовали сохранению великолепной природы этих мест.
Очень довольные собой, с чувством выполненного долга мы покинули остров Черновой и отправились в обратный путь к базе отдыха, послужившей нам пристанищем на эти дни.
Острова Выборгского залива — уникальное место для самых разных туристов. Любители отдыха с костром и палаткой, рыбаки и грибники, любители истории и фортификации, вроде нас, — все могут здесь найти что-то для себя. Это почти что райское местечко труднодоступно, но, без сомнения, достойно посещения.