Монастырский комплекс Воротнаванк находится близ села Вагатин, потому нередко встречается второе название монастыря – Вагатин.
Так же при описании маршрута к Воротнаванку часто указывают близлежащие села Воротан и Агиту (до 1995 г. — Агуди).
Вообще окрестности эти богаты на достопримечательности и стоит обратить внимание на абсолютно все населенные пункты в этом районе.
Например, можно подивиться на надгробную постройку VII в в селе Агиту. Над двумя глубокими склепами устроена площадка со ступенчатым входом с задней стороны. Над нею возвышаются три устоя — два пилона и колонна между ними, соединенные арками, над которыми шел карниз. Все сооружение венчалось тремя арочками на фигурных столбиках, до нас не дошедших. Народное творчество сохранило легенду об этом памятнике. Рассказывают, что персидский властитель вызвал к себе трех князей Сюника, чтобы пленить их. Догадавшись о его намерении, князья к нему не явились. Тогда перс с большим войском двинулся на село Агуди. В бою с ним армяне победили, но три храбрых князя погибли на поле битвы. Чтобы сохранить память о них, жители Агуди построили гробницу, куда поместили останки погибших князей, а на гробнице воздвигли этот памятник. Изображение этого памятника было помещено на 1000-драмовой банкноте старого образца.
Или мост Мелика Танги. Построенный в 1855 году Сюникским Меликом Танги на реке Воротан, этот мост расположен под развалинами некогда мощной крепости Воротнаберд. Крепость была захвачена и освобождена несколько раз, начиная с 450 г. н.э. и Вардана Мамиконяна, через период под властью сельджуков, а затем до Тамерлана, до XVIII-го века, когда Давид Бек освободил крепость от Мелика Багры.
Рядом с мостом находится термальный источник (37 °С). С советских времен облагороженный в квадратные купальни. Летом здесь яблоку негде упасть, народ купается и наслаждается чистым воздухом, шумом реки Воротан, горными пейзажами…
Но вернемся к Воротнаванку.
Ранее на месте монастыря была христианская святыня, по сведениям Степаноса Орбеляна, построенная (ныне разрушенная) непосредственно Григорием Просветителем (ок. 252 — 326).
Монастырь, который мы видим сегодня, построен гораздо позже.
Комплекс состоит из двух церквей, притвора и вспомогательных зданий. В 1000 году супруга сюникского царя Смбата царица Шаандухт к северу-востоку от руин церкви Св. Григория построила сводчатую церковь Св. Степаноса. Святой Степанос, вероятно, имеется ввиду Блаженнейший, Святой и Прославленный Митрополит Сюникский
Церковь имеет два придела, молельный зал и притвор.
Сама царица Шаандухт тоже заслуживает внимания. Мать сюникского князя Васака и жена Смбата Орбеляна. Шаандухт, согласно книге Айка Хачатряна "Царицы Армении", принадлежала к роду Багратуни. Она и ее сестра Ката построили несколько церквей в Сюникском княжестве. Шаандухт была бабушкой царицы Катраниде, жены Ашота I Багратуни, известной в свою очередь тем, что установленный ею хачкар близ Гарни сегодня мы считаем самым древним.
В 1007 г. к юго-востоку от церкви Сурб Степанос была построена церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), которая сильно пострадала от землетрясения 1931 г. Еще относительно недавно она стояла полуразрушенной. Вот как руины храма описаны в путеводителе под редакцией К.С. Худавердяна, выпущенном в Ереване в 1990 г.: «С каким подлинно инженерным чутьем и знанием свойств камня и растворов нужно было сконструировать и возвести эту постройку, чтобы одинокий угол стены после разрушения почти всей системы продолжал нести на себе оставшуюся на нем часть двускатного перекрытия». Церковь Св. Карапета была построена младшим сыном Шаандухт, братом Сюникского царя Васака, князем Севада.
Церковь Св. Карапета представляет собой купольное, крестообразное внутри строение с тремя алтарями. В четырех углах расположены приделы.
Церковь была украшена фресками. Одна из них частично сохранилась и представляет собой настоящую загадку.
К обоим храмам пристроены галереи, служившие фамильным склепом местного княжеского рода.
Монастырский комплекс обнесен стеной, с которой открывается великолепный вид на долину Воротана. В пределах стены находится также кладбище с интересными надгробиями и обелисками.
Высокие каменные стены когда-то защищали этот величественный комплекс от иноземных захватчиков и включали в себя мастерские, склады, семинарию, кладбище и богадельню.
Согласно историку Степаносу Орбеляну, монастырский комплекс был одним из крупных в Армении. В средние века церковь, известная своей магической способностью исцелять от змеиного укуса, являлась местом паломничества.
Монастырь Воротнаванк был центром письменности. Здесь жили и работали известный армянский философ Ован Воротнеци (1315-1388), Григор Татеваци (1346—1409) и многие другие.
Во дворе монастыря царица Шаандухт установила восьмигранную колонну, гавазан (была разрушена во время землетрясения 1931г.) подобный тому, который установлен во дворе Татевского монастыря. Гавазан является культовым сооружением, символом епископской власти. Его наличие здесь говорит о том, что в монастыре посвящали в сан монахов, венчались на царство князья и т.д.
Степанос-Тарсаич, богатый представитель духовенства не раз оказывал материальную помощь религиозно-просветительным очагам Сюника. В 1326 году прибыв в Воротнаванк, Степанос-Тарсаич в административном порядке разрешил ряд хозяйственных вопросов, связанных с рентабельными заведениями указанной монастырской братии. С целью содержания монастырских гостиных дворов он четко определил постоянные источники дохода, которыми должен был распоряжаться настоятель братии через так называемых «инспекторов по приему гостей».
В Воротнаванке он обнародовал специальную грамоту, копию которой повелел высечь на стенах церкви св. Карапета: «В лето 775 (1326). Волею Божьей я, владыка Степанос Орбелян, сын Джалала, архиепископ дома Сисакан, прибыв в наш родной дом, в монастырь Вагадина, увидел гостиный двор, построенный отцом Саргисом для долголетия господина Буртела и детей его—Бешкена, Иванэ и в память о себе. Воля моя была участвовать в их пожертвованиях и предоставил (монастырю деревни) Вагадин, Хчахор, Гомер и Кюреги ван, освобождая от всех налогов, поскольку раньше (им) был выделен приход, и мы со своей стороны оставили для нужд пандока (гостиного двора) и взимаемую нами десятину. Итак, отныне никто из предводителей или же иных правителей не имеет права отнять у святой обители пожертвованное нами или расторгнуть (наше решение) ...»
В 1407 г. В Сюнике произошло сильное землетрясение, во время которого заживо погребенными под развалинами остались князь Буртел с двумя детьми.
Об этом гласит надпись хачкара, находившегося в зале церкви св. Карапета монастыря Воротнаванк: «Воздвигнут сей крест в благословение господина Буртела и детей его. В лето 856 (1407)».
Подробные сведения о гибели семьи Буртела Орбеляна сохранились в одной из рукописей Матенадарана (№ 9247, с. 292б). Здесь в частности, говорится о том, что по дороге в монастырь Воротнаванк во время похорон некоего Озбека, в результате землетрясения погиб господин Буртел с двумя младенцами, а также один из сыновей князя Смбата: «...Произошло землетрясение,—пишет очевидец,—и обнаружены многочисленные трупы людей, а через год вновь разверзлась земля... сегодня брат Смбата господин Буртел с сыновьями угас во Христе, а также и сын Смбата. Всех не перечислишь. И кто может рассказать о жалобном плаче и вопле женщин, потерявших своих детей...»
Монастырь подвергался разорениям во времена нашествий турок-сельджуков и татаро-монголов под руководством Тамерлана.
В 1438 г. священник Саргис Ангехакотский отреставрировал купол церкви Св. Карапет.
Воротнаванк действовал до начала XX века. Сегодня здесь даже негде купить свечи — нужно привезти с собой, и как и к многим церквям и монастырям в Армении, к Воротнаванку можно относиться как к музею или объекту средневековой архитектуры.