Знаем ли мы страну, в которой живём? Что мы представляем о народах, живущих вместе с нами в одной стране?
Последние 20 лет о жизни людей в различных уголках России информация доходит только когда там происходит пожар, отравление, эпидемия, наводнение, захват заложников, или какое-то другое ЧП. Но ведь люди как-то живут во многих регионах России и без происшествий?
В данном случае я хочу рассказать о своей четырёх дневной поездке в Ингушетию в конце июня 2013 г.
— Почему Ингушетия? – спросит читатель. Отвечу. В 2008 г. я увидел среди финалистов конкурса «Семь чудес России» башенный комплекс Вовнушки, расположенный в республике Ингушетия — место поистине уникальное! Две каменные башни стоят в ущелье на противоположных скалах, гармонично вписываясь при этом в рельеф местности.
Захотелось увидеть Вовнушки живьём. Долгое время не получалось организовать туда поездку, иногда несколько нервировали приходившие с Кавказа выпуски новостей, но вот, наконец, процесс вышел на финишную прямую. Я послал запрос в ингушскую туристическую фирму «Седьмое чудо тур», мне ответили, что с удовольствием организуют путешествие по горной Ингушетии.
Компанию на Кавказ мне составили моя старая знакомая Валентина, на данный момент не посетившая в мире всего 13 стран, и мой полный тёзка Максим Александрович – полный салабон по сравнению с Валей со своими 120 странами. Для чего я пишу про своих попутчиков? В данном случае я хочу заверить читателя, что новости в СМИ это одно, а реальная жизнь совсем другое, и понимает это тот, кто видит мир своими глазами, а не с экрана телевизора.
Полёт из Москвы в Ингушетию занимает примерно 2 часа. И вот лайнер снижается между двух хребтов, словно специально веками охранявших равнину, для строительства здесь аэропорт.
Рейсов в аэропорт Магас прибывает не много и все они внутренние – аэропорт хоть и новый, но не международный.
Первое на что обращает внимание человек, прибывший на Кавказ – это конечно кавказские женщины. Все они в длинных платьях (брюки здесь не надевают), замужние покрывают голову косынкой, соответственно свободные женщины Кавказа щеголяют с непокрытой головой, демонстрируя красивые жёсткие длинные волосы. Во многих легендах горянки поднимали и опускали грузы, используя свои длинные волосы.
Помню в каком-то восточном фильме мать жениха, выбирая невесту, дёргает её за волосы – в руке остаётся целая прядь, соответственно невеста забраковывается. Я никого за волосы не таскал, но думаю, что у ингушских женщин прядь волос просто так не выдернешь – чувствуется матёрая вековая порода.
Косметики на здешних дамах минимум, зато почти на каждой массивные длинные серьги, словно взятые на прокат из какого-то исторического музея. Добавим к этому, если женщина городская, она обязательно носит туфли на высокой платформе, слегка покачиваясь вправо и влево при ходьбе.
Мужчины чужих женщин во все глаза не разглядывают — это здесь не принято — чтобы всё понять одного взгляда достаточно. Многие из мужчин покрывают голову однотонной шапочкой, которая обычно бывает красной или зелёной. С кинжалами и в папахах в наше время никто не ходит.
Ингуши, кто они? Я вглядывался в их лица, могу точно сказать, от чеченцев ингуши отличаются. Чем? Сформулировать сложно, возможно лица ингушей более азиатские. Чеченцы принимали к себе всех перешедших на правую сторону Терека. Последний чеченский тейп сформирован в конце 19 века большим семейством терских казаков, пожелавших принять ислам. Чеченская женщина не может выйти замуж за представителя другой национальности, тогда как джигит может взять в жёны любую невесту.
В Ингушетии совсем по-другому – ингуши женятся только на ингушах, отчего любой ингуш приходится другому дальним или ближним родственником.
Я всегда считал, что Ингушетия это младшая сестрёнка Чечни, и вайнахи единая составляющая. Однако в Ингушетии так не считают. Если с последним пунктом про вайнахскую составляющую здесь согласны, то младшей сестрёнкой Ингушетия быть вовсе не желает. Наоборот, здесь считают – именно чеченцы выходцы из Ингушетии, вобравшие в себя кровь других народов.
Ждём на ленте транспортёра багаж. Рядом постоянно крутится золотозубый таксист, предлагая отвезти в Грозный. Расстояние от аэропорта Магас до Назрани и до Грозного примерно одинаковое. Однако заметим, народ дружелюбный, агрессии по отношении к нам никто не проявляет, впрочем, как и особого интереса.
Выходим из здания аэропорта. Нас здесь уже ждут Заур и Башир – ребята ингуши примерно 30 лет, первый гид второй водитель. Машина для маршрута пятидверная Нива. Заур и Башир имеют историческое образование и вместе с ним желание рассказывать о своей республике.