Из Дневника матроса "Святителя Николая" Дмитрия Афендикова.
Отчалили в 07:15. Все дрыхли, капитан один поднял якоря, завёлся и вышел в дальнейший путь. Я проснулся в начале десятого. Вылез умываться и увидел, что коч идёт буквально в облаке слепней, которых мы подобрали на месте ночёвки. Здоровые гады. Ветер их не сносит, и, если на носу, где ветер сильнее, они просто кружатся, то на корме, где ветра почти нет из-за палубной надстройки, пикируют и на ходу пытаются вырвать клочья мяса. Правда, они не очень ловки, поэтому есть шанс отбиться (в последствие Дима Поседко купил бадминтонные ракетки, которыми очень быстро и удобно можно уничтожить такую тучу). Лениво и не торопясь насобирали целую кружку для рыбалки.
Погода – чудесная, ни жарко, ни холодно. Рельефное небо с лоскутами голубизны и мощными кучевыми облаками. Берега Сухоны стали выше, лес – крупнее. Прошли очень красивую деревню Уваровец (Увар – скрщ. От Иануарий. От, дают!).
После завтрака встал на вахту. Тучи медленно закрыли всё небо. Стал накрапывать дождик. Натянули над кормой тент. Под ним – ни зги не видно, над ним – заливает. В итоге натянул дождевик, поставил к румпелю бочку, ноги засунул под тент, используя его как фартук. Дождь то усиливался, то затихал. Так и простоял почти 4 часа. Команда забилась в кубрик и не показывала оттуда носа.
Приятные ощущения – как будто один идёшь по реке. Ты и лес вокруг. По левому берегу, вероятно, прошёл ураган: заломы, завалы, деревья узлом завязаны. Вокруг непролазные былинные леса. Теперь понимаю, почему раньше говорили, что есть дорога короткая, а есть – проезжая. Так вот, напрямки – ни за что не доберёшься. Местность вокруг почти не меняется – лес, лес, лес, серое небо сверху и снизу, плавные повороты реки, убаюкивающее тарахтение мотора. Клонит в сон. Изредка попадающиеся деревни вносят разнообразие в окружающий пейзаж. Живут тут не так, как в средней полосе. Дома большие, сложены из крупного леса. Стоят на высоких подклетях, хозяйственная часть расположена сзади и накрыта одной крышей с домом. Чувствуется основательность, хоть большая часть домов стоит пустой.
После вахты покемарил часок. Потом играли с Кириллом в народную поморскую забаву "попади струёй в буй". Для игры необходимо, в нашем случае, минимум два человека: один – на руле, другой, со струёй наготове, — на вантах. Задача рулевого – как можно ближе подойти к бую, а вантового – как можно точнее пустить струю в центр буя.
Можно играть команда на команду: к примеру, одна команда должна обоссать как можно больше буёв по правой стороне фарватера, а другая – по левой. Попадания фиксируются фотографом. Выигрывает та, у которой больше мочи.
К 18:00 подошли к детскому лагерю в 10 км. выше Тотьмы, где у нас была намечена встреча с детьми.
Лагерь тематический – юных путешественников и мореходов. Чтобы подойти к лагерю, нужно войти в небольшую протоку, где, по словам нашего капитана, раньше вязали плоты. У сидящего над поплавком аборигена спросили о глубинах. Он успокоил, сообщив, что меньше полутора метров по правому берегу нет нигде. Это нас вполне устроило, ибо осадка наша около 70-ти сантиметров.
На "Апостоле" тоже решили пообщаться с местным, для чего развернулись и, подходя поближе, просто протаранили бортом лодчонку мужика, сорвав его с якорей. Теперь думаем нарисовать им на борту утку за сбитый. Ста грамм не наливали. Им, походу, и так хорошо.
Честно говоря, мужик пострадал не зря. Войдя в протоку, точно как говорил рыбак по правому берегу, мы тут же сели на мель. Глубина меньше 50 см. В очередной раз убедился, что местные соврут – не дорого возьмут. И то, что он выставляет поплавок на 1,5 м., не значит, что в этом месте такая глубина.
Спихнувшись с мели баграми и вёслами, послали Тузика на разведку. После промеров выяснили, что шанс войти есть, но с выходом могут быть проблемы. Учитывая, что после того, как тут вязали плоты, дно может быть захламлено брёвнами и арматурой, и то, что назавтра с утра назначена торжественная встреча в Тотьме, решили не рисковать. Дети остались без развлечений. Ну, да ничего страшного, завтра заедем к ним или они к нам. Выбрались из протоки и решили сразу идти в Тотьму.
Всё-таки матросы – страшные пижоны: ходу до Тотьмы минут 40, на корабле в некотором роде бардак, вот все пулей и метнулись наводить порядок, сметая всё с палубы и крыши в трюмы. Участвовали все, кроме меня. Я благополучно перекантовался стоя на вахте.
Придя в Тотьму, пришвартовались на окраине, где нас встретили представители по делам туризма и спорта не хлебом-солью, а местными пряниками – очень вкусными.
Тотьма – маленький, но очень древний городок, год основания – 1137. Жителей – 10 тысяч. Когда-то это был крупный перевалочный пункт на северном пути, варили соль. Теперь – город на отшибе, железной дороги нет. Обычных дорог – от Вологды до Устюга, тоже не самая оживлённая. Судоходство на Сухоне хиреет – только местные перевозки.
Но городок – сказочный. Храмы – нигде таких не видел (как увидел в брошюрке – стиль тотемское барокко). Условно на них похожа только церковь в Петергофе, по-моему, жёлтая, о пяти главах. Город не имеет ничего общего с аналогичными подмосковными городами, где чувствуется близость столицы. В 9 часов – никого на улице, тишина, птицы поют. И только, как везде, гудит молодёжь, и носятся по местным ухабам таксисты.
После встречи нас отвезли в физкультурный центр в сауну. Ух, хорошо помыться и погреться. Затем в гостиницу «Рассвет». Точная копия гостиницы из фильма «О чём говорят мужчины», только Жанны Фриске нет. Покормили в кафешке при гостинице, которую, по российскому обыкновению, держат южные люди.
После ужина – моцион. Сразу видно, что город в стороне от основных дорог. Ничего зазывающего, никаких ярких вывесок. Нашёл только одно злачное место – какой-то ресторанчик, работающий круглосуточно, перед которым крутилось человек 10. почти нигде нет асфальта, зато есть деревянные тротуары. Холмистая местность, улицы вдоль и поперёк реки, дома большей частью старые, покосившиеся и просевшие, но есть и новые – добротные и радостных ярких расцветок.
Судя по всему, город потихоньку хиреет, но держится. Зимой, думаю, тоска страшная. У всех понатыканы спутниковые антенны – окошко в большой мир. Завтра предстоит насыщенный день – экскурсии, встречи. Вот и пополню свои знания и впечатления от Тотьмы.
P.S. Побрился. Командор пока не заметил. Не убил бы.... По, уже известной старинной поморской традиции, в путешествиях и походах бриться ни в коем случае нельзя — испортиться погода! Афендиков, гад, и пижон сухопутный побрился — итог — весь следующий день накрапывал дождь от дождика до ливня! Убил бы гада! Прим.- Рыжего Командора
Из Дневника матроса Волобоя, по прозвищу Паганель, кока и завхоза "Св.Николая"
Который день просыпаешься от звука работающего мотора... Утренний вахтенный стоит у румпеля, а ты встаешь и начинаешь готовить завтрак. Мимо проплывают поросшие густым лесом берега, изредка встречаются деревни. К сожалению, большинство из них в запустении и большая часть домов в них заколочены и оставлены.
Дмитрий А. славится тем, что каждое утро, по древней поморской традиции варит всему экипажу свежемолотый кофе, который мелет тут же на корабле. Сегодня он решил не останавливаться на кофе, а приготовить на обед свою фирменную солянку, чтобы извести мясо, которое может вот-вот испортиться. Когда он перечислил ингредиенты, которые ему требуются, мне стало не по себе. Помимо прочего, там было 2 кг лука (который у нас весьма ядрёный), 2 головки чеснока и немереное количество специй, и это на 6 человек! Однако в начальной стадии приготовления, Дима схватился рукой за раскалённую ручку котелка. Она оставила глубокий след не только на его ладони и в его душе, но и спасла нас от его экспериментов с продуктами.
Главным и долгожданным событием, конечно же стала высадка в древнем городе Тотьме. Нас встретили не то чтобы хлебом-солью, но прекрасным печатным тотемским пряником. Наш оператор Дмитрий Грабовский не успел настроить свою аппаратуру при первом выходе к нам, поэтому пришлось делать дубль, чему все были несказанно рады.
Наша радость приумножилась, когда нас отвезли в баню местного физкультурно-оздоровительного комплекса. Нет счастья больше, чем смыть с себя 7-дневную усталость горячей водой и с комфортом! Ужин в кафе и мягкие белые простыни, эти простые радости также воспринимаются недостижимой роскошью. Сам город встретил нас необычными, замысловатыми церквями и тряскими дорогами. Но всю его неординарность и даже величие мы смогли оценить на следующий день во время экскурсии.