Прошло уже более недели, но то восторженное ощущение причастности к чуду не покидает меня...
Так случилось, что два вечера подряд, в пятницу и субботу, я провёл в Большом зале Петербургской Филармонии.
Оба концерта были в исполнении Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии под руководством великого, и это совсем не громкое слово, Юрия Хатуевича Темирканова.
В пятницу в первом отделении давали Шостаковича — Первый скрипичный концерт.
Замечательный напор звука шёл от оркестра и молодой итальянской солистки, но чего-то до мимолетности чуда не хватало. Может быть я ещё не отошел от рабочего настроения, может быть...
В антракте для гостей Филармонии был устроен маленький сюрприз. Из-за невероятной жары, так не похожей для Петербурга в последние годы, были открыты двери и разрешён выход на узкий длинный балкон
Не выйти и не сделать несколько кадров на телефон было невозможно.
Я стоял в самом конце балкона и любовался на панораму небольшой красивой улицы соединяющей площадь Искусств с шумным Невским проспектом.
Напротив меня, занимая весь квартал, красовался посвежевший Гранд-отель "Европа" к высокому туристическому сезону избавившийся от заслонявших его лесов. В просвете улицы между Гостиным Двором и башней Городской Думы виднелся изящный Портик Руска. замыкавший когда-то Перинные ряды. Справа шелестел листвой зелёный сквер скрывая от меня памятник Пушкину и фасад Русского музея.Во втором отделении случилось чудо. Оркестр играл Вторую симфонию Сибелиуса. Невероятное царство звуков и полутонов захватило меня. Перед моими глазами проносились картины Финляндии, её девственных лесов, зеркальные просторы глубоких озёр, красивые рассветы и потрясающие закаты, но чу, тишину взрывает охотничий рожок и мимо меня проносится кавалькада всадников движимая охотничьим азартом и, вновь, всё успокаивается, безбрежные пейзажи страны тысячи озёр заполняет белоколонное пространство Большого зала Филармонии.
А над всем этим царством мелодии возвышалась фигура дирижера. Он управлял огромным оркестром не с помощью бездушной дирижёрской палочки, а взглядом и мимолётным движением рук.
Казалось, что музыка, рождаясь в небесах, проникает на нашу Землю через его трепетные пальцы.На следующий день, я снова был в Большом зале
, где чествовали замечательных людей, Почетных Граждан Санкт-Петербурга, многие из которых были в зале и принимали поздравления. 20 лет назад был восстановлен это почётное звание, 39 человек за это время получили наивысшее признание Северной Столицы. Первым гражданином города в 1993 году стал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Увы, время безжалостно, многих из этих замечательных людей уже нет с нами, но их дела и мысли окружают нас. И так радостно, что мы можем видеть и восхищаться теми, кто до сих пор украшает собой наш город.С поздравлением к гостям вечера вместе с Почетным гражданином Петербурга космонавтом Сергеем Крикалёвым на сцену вышла та, чьё достижение не даёт покоя уже полвека, женщина сводящая с ума до сих пор, великолепная Валентина Терешкова, покорившая космос в 1963 году. Её добрые слова проникли в каждого, наполнив гордостью за нашу страну.
Мои места были на хорах обращенных на оркестр.
С этих мест было удобно слушать, а ещё более удобно наблюдать за священнодействием ещё одного Почетного гражданина Санкт-Петербурга, художественного руководителя и главного дирижёра Петербургской Филармонии, Юрия Темирканова вставшего за пульт и в этот вечер.Звучала музыка Чайковского, оркестр подчинялся своему руководителю беспрекословно. Гордый кавказский профиль умудрённого старца и благородные манеры интеллигентного петербуржца. Никакой экзальтации, покой и воля управляли Симфоническим оркестром. Ведомые движением его руки взмывали в воздух смычки и падали палочки на литавры, переливались арфы и звенела медь духовых.
По залу разливалось Лебединое озеро, погружая нас в свои музыкальные воды. Но я не отрываясь смотрел на лицо и руки Юрия Темирканова. Музыка лилась сквозь пальцы дирижера, заставляя нас испытывать восторг от звучания оркестра.Прошла уже неделя, но это невероятное ощущение до сих пор находится во мне. И я желаю вам ощутить, что то похожее на любом концерте в любой точке мира. Ведь у Искусства нет границ...
А на обратном пути, идя из Филармонии к метро я увидел ещё одну интересную картинку. Красивые люди,
наверное актёры, а может быть и нет, облачённые в парадную военную форму неизвестного мне государства приветствовали прохожих с балкона Гранд-отеля "Европа" добавляя праздничного настроения после великолепного концерта.