Автобус в Нередицы ходит редко, три раза в день. И вроде рукой подать, два километра по воде. А в объезд все 12 выходит. Удобное расположение гостиницы — еще один плюс, 10 минут ходьбы до автовокзала (1), но можно поймать автобус и на остановке «Федоровский ручей» на Торговой стороне, сразу после моста. Расписание местных пригородных автобусов здесь. Мне был нужен номер 186.
Новгород с запада оказался затоплен водой, настолько разлились реки. Малый Волховец казался огромной рекой, не меньше Волги. Пол восьмого утра, автобус едет по казалось нетронутым человеком землям. Полчаса, и я в Нередицах (официально деревня называется Спас-Нередицы). До церкви рукой подать (2). Стоит среди картофельных полей тихо и величаво (напомнила мне Покров на Нерли). Под куполом ласточки вьют свои гнезда. Открывается церковь-музей в 11 часов, самое время сходить на Городище.
Утренний Спас на НередицеПо карте выходило, что сначала нужно выйти из деревни и пройти по грунтовой дороги вдоль насыпи.
Когда-то в начале ХХ века здесь планировали провести железную дорогу Валдай-Новгород, да не провели. Насыпь со временем поросла травой и деревьями, а опоры моста через Волхов так и стоят до сих пор (3).
Вокруг ни души (человеческой), а птиц видимо-невидимо — настоящий рай для орнитологов! От уток до соловьев. Дошел до опор, где сейчас проводят соревнования по альпинизму, надписи и помойка вокруг — наглядное доказательство. Если подняться на насыпь, то отлично виден новгородский кремль.
Дальше мне надо было пройти по мосту через протоку, и я на Городище (так говорила карта). Однако следов моста не обнаружилось, вместо этого передо мной дорога, вымощенная плитами, уходила под воду. Правда через метров 20 появлялась вновь. Ну, если здесь благоустроенная дорога, значит должно быть неглубоко. Закатал штанины, кроссовки в руки — и вперед! Вода в становящийся жарким денек приятно освежала, а глубина действительно была сантиметров 30. Прошел за поворот, новое «море» — длиной уже метров 150–200. Хорошо Волхов разлился! Пойду, пока «по шею не станет», что я — зря приехал? Максимальная глубина — на 10 см выше колена, прошел, обсох, я на Городище (4)!
Что же это за место? Здесь находилась резиденция новгородских князей (начиная от легендарного Рюрика), до наших дней дошли руины Благовещенской церкви, разрушенной во Вторую мировую. Собственно именно отсюда «пошла Русская земля», с Рюрикова Городища.
Сейчас на холме находятся деревенский домик да небольшое кладбище, правда власти собираются раскручивать Городище в популярный музейный объект — посмотрим…
К начальным потугам музейщиков можно отнести огромный памятный валун, установленный к 1100-летию города, и интересный выставочный павильон с обзорным рассказом о Рюриковом Городище.
С холма отрывается великолепный вид на Волхов и Юрьевский монастырь. По деревянным мосткам (все место сильно заболочено) можно пройти на берег Сиверсова канала. Этот канал в начале XIX века соединил Волхов и Мсту, что позволило торговым кораблям не выходить в часто бурное озеро Ильмень.
Юрьев монастырь на другом берегу Волхова
Обратно возвращался тем же путем. Вот и церковь уже открыта! Купил билет и в полном одиночестве вошел под прохладные своды. Церковь была восстановлена после войны, фрески практически не сохранились. Тем не менее гармоничной архитектурой храм привлекает внимание и сейчас.
Внутри церкви на НередицеЖенщина на машине, остановившись около церкви по своим делам, удивленно послушала мой рассказ о приключениях на Городище и любезно предложила подбросить в сторону города. Мой путь лежал до местечка Ковалево.
Там восстановлен из послевоенных руин еще один шедевр новгородского зодчества — церковь Спаса на Ковалеве (5). Архитектура абсолютно отличается от Нередицкого храма, но это и интересно. Возле церкви собралась свадебная компания, они несколько раз обошли церковь, подливая себе шампанское. А я тем временем зашел внутрь. Тот же покой и безмятежность. Фресок нет (об этом рассказ ниже), смотрительница с горечью рассказала о постоянных свадебных обрядах (некоторые из которых заканчиваются разбиванием бутылок о стены церкви). Охраны нет, церковь стоит в чистом поле на радость вандалам. Грустно и стыдно.
Церковь Спаса на Ковалеве
До московской трассы от Ковалево — рукой подать. В этом районе проходил рубеж фронта при освобождении Новгорода от фашистов (6).
Чуть дальше по трассе — мост через Малый Волховец, ну, а там и до Новгорода недалеко. Вдоль дороги сплошная вода, все залито или заболочено.
Наконец добрался до Рождественского кладбища, где скрывается еще одна древняя церковь на Красном поле (7). Была Радоница, людей на кладбище много, ходить между могилами, фотографировать как-то неудобно. От кладбища прямая дорога в город, на улице Молотковская стоят две церкви старообрядческой поморской общины (8).
Отсюда недалеко до церкви Федора Стратилата на Ручью (9). Улица Федоровский ручей когда-то была настоящим ручьем и довольно широким, в 50-х годах XX века при постройке нового моста через Волхов ручей засыпали. Церковь Федора Стратилата славится своими фресками, которые одно время даже приписывали Феофану Греку, но потом отнесли к его школе. Уцелевшие фрески фрагментарны, но разбросаны по всей церкви. И вновь удивляет отсутствие туристов.
Церковь Федора Стратилата на Ручью. В пристрое перед церковью — небольшой музей
Для полноты картины решаю посетить выставку в церкви Георгия на Торгу «Возрожденные из руин» (10). Церковь-музей приспособили для восстановленных фресок церкви Спаса на Ковалеве. Французский фильм об истории восстановления самой церкви и фресок, который мне одному поставили в пустой церкви, потряс до глубины души.
Семья Александра Грекова эмигрировала после 1920 года сначала в Константинополь, потом в Париж. Там он становится профессиональным реставратором. После войны, откликнувшись на призыв Сталина к эмигрантам, Греков возвращается в СССР. Ярославль, Москва, Новгород… В 1965 году, через двадцать лет после войны, церковь на Ковалеве — простой холм с лопухами и крапивой. Начинается кропотливое, по мельчайшим деталям, восстановление самого здания, а затем и фресок. Греков с женой разрабатывают собственную методику реставрации, эту жизнь-подвиг прервала только смерть. Мурашки бежали по телу, когда я всматривался в кусочки цветной штукатурки…
Восстановленные из руин фрески церкви на Ковалеве Маршрут второго дня