Я считаю себя типичным "северным человеком", родилась за Полярным кругом, выросла в Северной столице, не люблю жару, люблю хорошую рыбалку, рыбу, чистый воздух..., поэтому люблю бывать в Скандинавских странах, особенно в Финляндии. Хотя, к слову сказать, только небольшая часть страны на Северо-Западе лежит на Скандинавском полуострове. Большая часть страны находится на северо-западной окраине Восточноевропейского континентального массива.
Бессознательная любовь к этой стране началась с детства, с чтения замечательных книжек Сакариаса Топелиуса "Сампо-Лопаренок" и адаптированной для детей версии "Калевалы". Тогда еще мы не знали про великоюстюжского Деда Мороза, Санта-Клауса и финнского Йолупукки. Дед Мороз моего детства жил в Лапландии-снежной шапке на географической карте Финляндии.
Позже меня, как и многих моих земляков-ленинградцев, начали интересовать финские вещи, которые можно было купить у знакомых фарцовщиков. "Платья Марии" ("Маримекко") с яркими набивными рисунками любили все модницы...Финские сапоги, финская мебель, сантехника, телефоны "Нокиа", ликеры, шоколад-сейчас этим никого не удивить...Первые поездки...
Во время одной из таких поездок в аэропорту Хельсинки я познакомилась со своим мужем. Это сейчас он смеется, покупая там кофе: "Мама дала мне только 5 евро, дайте мне 1 чашку кофе и 1 чашку кипятка" (последний раз за чашку кофе в аэропорту мы платили по 4,60 евро, что в 2 раза больше стоимости чашки кофе в лондонских аэропортах). А в тот день мы выпили, наверное, чашек по 10, чем, возможно, значительно помогли финнам подняться на 1 ступень в мире по количеству употребляемого молотого кофе в год...
Вот за все это( и многое другое, о чем я попытаюсь рассказать в картинках)я и люблю Хельсинки. Мою любовь разделяет мой муж и большое число русских туристов. Наглядный пример этой любви — вот такая инсталляция в исполнении наших земляков на Сенатской площади (Senaatintori) Хельсинки.
Именно с этой площади на месте старого деревянного городка при свеаборгском форте Александр I приказал начать строить новую столицу Великого княжества Финляндского (при шведах столицей был Або-Турку). Главой комитета по реконструкции царь назначил военного инженера Иоанна-Альберта Эренстрема, а архитектором стал пруссак Карл Людвиг Энгель.
Первым на площади выросло здание Сената. Фасад был закончен в 1822 году, южное крыло, выходящее на Алексантеринкату (Aleksanterinkatu), двумя годами позже, а северное строили и перестраивали вплоть до конца века.
В 1830 году началось сооружение лютеранского собора Туомиокиркко, длившееся 22 года. Крестово-купольный собор тянется к небу, как могучая луковица на ножке. Чтобы сгладить диспропорцию над крышей надстроили четыре купола поменьше.
С каждого края соборного плато установили по павильону.
Впоследствии по требованию Николая I над собором появились статуи 12 апостолов — по аналогии с Исаакиевским собором в Петербурге.
Также по требованию Николая от площади к собору сложили невиданных размеров лестницу с невероятно высокими ступенями: взойти на нее легко, а спускаться трудновато.
В 1832 году справа от Сената выросло здание Университета (Yliopisto). Хельсинкский университет — старейший и крупнейший в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия. В университете обучается около 38 000 студентов (в их числе 5500 аспирантов).
Напротив университета находится одна из самых значительных работ Энгеля в Хельсинки — Главная университетская библиотека (Yliopiston pääkirjasto), законченная уже после его смерти в 1844 году.
Вход в библиотеку, как и в Университет, открыт для всех. В библиотеке собрана уникальная коллекция славянской литературы, "Славика", вызывающая зависть у отечественных филологов и историков. Созданию коллекции способствовал пожар в Турку в 1827 году, когда университетская библиотека выгорела дотла. Александр I постановил в обязательном порядке отправлять сюда экземпляр каждой новой книги, выходившей в империи.
Но тем не менее на главной площади Хельсинки памятник установлен не ему, а Александру II .Памятник работы финского скульптора Вальтера Рунеберга установлен на средства, собранные финским обществом, так как именно при Александре II были принято несколько важнейших для Финляндии решений, которые и снискали ему благодарность среди финского народа: финский язык получил официальный статус в автономии, после 50-летнего перерыва стали регулярно созываться сеймы. Но самое главное — в 1860 году по указу императора Александра II на территории Великого Княжества Финляндского была введена собственная валюта, марка (пока Финляндия была частью Швеции, использовали шведские кроны). Финляндия — единственная страна, где собственные деньги появились раньше независимости.
Вокруг памятника Александру II в центре Сенаатинтори стоят четыре символические фигуры, олицетворяющие Закон, Мир, Просвещение и Труд — 4 необходимые и достаточные составляющие, чтобы вывести любую страну на передовые рубежи.
Сенаатинтори посещают все, кто приехал в Хельсинки на экскурсию. Жители Санкт-Петербурга не пременут заметить сходство со своим городом. Здесь проводят шумные празднества, посвященные той или иной провинции страны...мы отмечаемся здесь почти каждый свой приезд.
Вокруг Сенаатинтори в 19 веке обосновалось много русских купцов. Русские, осевшие в городе, оказались законодателями мод, некоторые из них переросли в финские традиции: чаепитие возле самовара, блины, мороженое...и даже распространению курения в Финляндии способствовали русские. Дом сахарного купца Киселева и сейчас стоит на углу площади. (Aleksanterinkatu 28). Здесь находятся живописные лавочки и магазины
Здесь же в Хельсинки, тогда еще в Гельсингфорсе, 13 октября 1819 года Николай Петрович Синебрюхов, русский купец, коммерции советник, основал пивоварню Sinebrychoff, ставшую финской гордостью...Видимо, пить финнов тоже мы научили. А кто не пьет? По статистическим данным французы и итальянцы употребляют намного больше алкоголя на душу населения, чем финны..
Первоначально роскошный по финским меркам Сенаатинтори от старого деревянного Хельсинки отгораживали Эспланады. Северная (Похйойсэспланади, Pohjoisesplanadi) и Южная (Этеляэспланади, Eteläesplanadi) Эспланады — родственницы парижских Елисейских Полей или стокгольмского Кюнгстрэдгорден.
Парковая зона Эспланады (Esplanadi)-зелёный оазис в центре города. Зелень, ухоженные клумбы и фонтаны привлекают сюда как жителей города, так и туристов. Летом здесь приятно неспешно прогуливаться, разглядывая памятники или посидеть на уютной скамеечке, чтобы понаблюдать, как прогуливаются другие отдыхающие
Этот замечательный "лыжник" отнюдь не пьян. Ну, забыл одеться (а может, ему жарко!). В Финляндии спортивная ходьба с палками очень популярна в любое время года. Палки придают больше нагрузки на все тело и специально созданы для прогулок. Этот вид спорта называют Северная ходьба (Nordic walking)
В центре парка стоит памятник Йохану Людвигу Рунебергу — поэту и автору текста национального гимна “Наш край”, Статую изваял его сын, скульптор Вальтер Рунеберг (он же автор памятника Александру 1 на Сенатской площади). Текст гимна приведен на пьедестале.
Здесь находится еще одна достопримечательность, фонтан Havis Amanda (Морская нимфа). Морская нимфа считается символом столицы Финляндии. Правда символ предстает перед нами в весьма пикантном виде: бронзовая нимфа абсолютно обнажена-"распутницу" изваял в 1908 скульптор Вилли Вальгрен. Возможно, к ней на свидание спешил "наш лыжник". Когда мы подошли, здесь уже яблоку упасть было негде. Поэтому фото позаимствовала у Генри Сивонена ( Henri Sivonen).
Пить воду из фонтана нельзя, но некоторые пытаются, мол, вода в Хельсинки считается одной из самых чистых в мире.
На Эспланады и на параллельную им Алексантеринкату (Aleksanterinkatu) приходят за покупками, здесь — средоточие бутиков, дорогих кафе, обменных пунктов,
Шопинг на Алексантеринкату начинается в Stockmann и продолжается вплоть до Сенаатинтори. .
Удивительно, что раньше Stockmann располагался в доме того самого купца Киселева, что на углу Сенатской площади, на противоположном конце улицы, переименной в честь приезда Александра I в 1819 году. В шведские времена она называлась Королевской, но горожане окрестили ее Большой. После прихода русских ее переименовали в Рауханкату (улица Мира). Такая милая русская традиция-переименование улиц.
Цены в магазинах Хельсинки велики и ориентированы скорее на патриотизм финнов, чем на гостей города. Причем патриотизм финнов, доверяющих местным производителям больше, чем остальным, похоже распространяется и на иностранные бренды, но купленные в местных магазинах.
Перпендикулярно Алексантеринкату идет проспект Маннергейма (Маннерхейминтие-Mannerheimintie) — полнокровная главная улица, позвоночник города. Его предшественником был старинный тракт, соединявший Хельсинки с прежней столицей Турку. Бывшую Турунтие (проспект Турку) переименовали еще в 1942 к 75-летию маршала Карла Густава Маннергейма. На сегодняшний день улица Маннергейма такой же обязательный атрибут любого финского города, как улица Ленина в бывшем СССР.
На одной из перпендикулярных Северной Эспланаде улиц находится известное кафе Fazer. Швейцарец Фазер, прибывший из Санкт-Петербурга, открыл свое заведение 17 сентября 1891 года. Бизнес пошел настолько успешно, что вскоре Фазер открыл собственную фабрику, в цехах которой еще долго общались по-русски: у шоколадника работала целая армия эмигрантов с востока. Перед кафе к столетию заведения установили сюрреалистическую скульптуру Бьерна Вестрема. Скульптура при известной доле воображения напоминает птицу, насквозь простреленную в полете. Удивительный вопрос: где тут клюв, а где тут хвост?
Мы не стремимся обойти все достопримечательности Хельсинки, просто гуляем по городу, в котором мы никак не можем чувствовать себя чужими (российская казна с лихвой оплачивала финские счета), вспоминаем. Нам нравится приходить на вокзальную площадь Раутатиентори (Rautatientori). Отсюда до Санкт-Петербурга всего 5,6 часов на поезде ( слышала, что пытались сократить проезд до 3,5 часов). Здание вокзала из розового гранита, увенчанное тяжелой башней, было построено по проекту Элиеля Сааринена в 1919 году.
Величавый замок из рваного гранита с двумя башнями — Национальный театр (Kansallisteatteri). Его построил в 1902 году Онни Тарьянне. В репертуаре непременно обнаруживаются пьесы первого финского драматурга Алексиса Киви, памятник которому работы скульптора Вяйне Аалтонена мы видим тут же на площади.
С удовольствием фотографируемся на фоне достопримечательностей-для нас это память
Напротив Центрального вокзала Хельсинки находится Атенеум — центральный художественный музей Финляндии, названный в честь греческой богини победы Афины. Музей располагает самой большой в Финляндии коллекцией произведений искусства (более 20 тысяч экспонатов: картин, скульптур, графики и рисунков начиная с работ 1750-х годов и заканчивая творчеством художников 1950-х годов) Здание,спроектированное архитектором Карлом Хёйером, было завершено в 1887 году. Над декоративной частью здания трудился известный финский скульптор Карл Щёстранд.
На площади много открытых кафе.Здесь можно уютно устроится в одном из уличных кафе и поглазеть по сторонам, что-нибудь выпить... Ох уж этот финский патриотизм: Lapin Kulta за 6,5 евро за пол-литра! У нас пинту выше 3,5 фунтов не найти!
В Хельсинки много протокольных достопримечательностей, находящихся в пешей доступности друг от друга, некоторые все обходят за один день. Но мы не спешим, мы наслаждаемся встречей с городом, как со старым любимым другом.