Первым русским поселением на окраине Западно-Сибирской равнины в Зауралье был Далматовский Успенский монастырь, куда я наведалась с небольшой экскурсией в рамках знакомства с соседней Курганской областью.
Издавна этот регион считался благоприятным для сельского хозяйства, здесь и климат мягче, и земля пожирнее будет. И действительно, как только въехали на территорию соседей, показалось солнышко, а в глаза сразу бросились аккуратно вспаханные, чернеющие поля, на которых уже проклюнулись первые ростки зелени. Поля чередовались низенькими деревеньками, вполне сносными, непокосившимися. Если почерневшие дома и попадались, то с объявлением продажи. Ничем не отличается от них и городское поселение Далматово, не считая того, что, раскинувшись на берегу реки Исеть, стало оно известно своим монастырем.
Именно это место в далёком 1644 году выбрал для своего уединения и скорби по скончавшейся любимой жене бывший приказчик, торговый агент, каких ныне называют гордым словом «менеджер», Дмитрий Мокринский, с него все и началось, как гласит легенда.
Поселился поначалу инок Далмат, как себя он стал называть, в пещере, словно незаконный мигрант, предаваясь ежедневным молитвам. Не понравилось такое соседство коренному населению в лице ясачного татарина Илигея, взимавшего плату за аренду земли для промыслов. Как так, мало того, что не платит, рыбным и зверовым промыслом не занимается, целыми днями что-то бубнит, так к нему и народ такой же непонятный толпами стал подтягиваться. Прогнать, одним словом, и делу конец. Как бы не так…
Сам явился к Далмату и в присутствии детей и сородичей передал тому землю. Озарение, мол, снизошло: явилась басурманину Богородица и вмиг вразумила. Вскоре появилась и первая часовенка, и слобода, возникшая при монастыре, получила название – Николаевское. Далматовым село стало в 1781 году, получив статус города, которого, впрочем, оно лишилось уже через 16 лет.
За 369 лет своего существования Далматовский Успенский монастырь пережил многое – и набеги войска сибирского царевича Девлет-Гирея в 1651 году, пытавшегося вытеснить русских со своих прежних земель, и самосожжение несогласных с реформой Никона, и крестьянские восстания, вошедшие в историю России под названием "Дубинщина" и "Пугавчевщина", и пожар 1852 года. Но значительно больший урон монастырю нанесли большевики, мало чем отличавшиеся от ордынцев. Монастырь до сих пор не может придти в себя.