В Ленинградской области немало заброшенных и ныне возрождающихся монастырей. Они раскиданы по всей территории области, — ведь в далеком прошлом эти земли входили во владения Новгородской феодальной республики, и хоть северные славяне сохранили традиции язычества гораздо на более долгий срок, нежели славяне Поднепровья, и христианство шло к нам с юга на север, новая "национальная идея" была необходима для объединения славян и укрепления княжеской власти. Богатая Новгородская республика не жалела средств на создание православных обителей, тем более, что каждая обитель в те суровые и неспокойные времена была еще и крепостью и несла чисто оборонные функции.
На востоке Ленобласти несколько довольно известных сейчас монастырей, в которые совершаются групповые паломнические и экскурсионные поездки из многих городов европейской России и даже из сопредельных стран. Все эти монастыри имеют древнюю и весьма драматическую историю, — ведь Новгородская республика, а затем и присоединившее к себе эти богатые лесом, рыбой и пушным зверем земли Московское царство постоянно воевали с беспокойным и амбициозным северо-западным соседом Швецией. Все древние монастыри Новгородской земли пережили немало разорений от шведских захватчиков. Но гораздо большее разорение принесла, начиная с 1917 года этим обителям советская власть. Не избежал общей для всех монастырей нашего края судьбы и Введено-Оятский женский монастырь, стоящий на берегу реки Оять аж с XV века.
Первые письменные упоминания о деревянном мужском Введено-Островском монастыре можно увидеть в житии преподобного Александра Свирского, написанном в XVI веке. Из этого источника известно, что в селе Мандеры на берегу реки Оять в православной семье родился будущий святой, и уже тогда напротив его родного села, на другом берегу реки Оять стоял старинный деревянный монастырь. Позднее в нем были пострижены и вскоре погребены родители преподобного.
Монастырь пережил немало нападений шведов, неоднократно горел, но снова возрождался. До 1764 года обитель была приписана к Александро-Свирскому монастырю, находящемуся ныне в том же Лодейнопольском районе Ленинградской области. С 1764 г монастырь стал самостоятельным. Но лишь в начале XIX века в монастыре начались масштабные строительные работы по замене обветшавших деревянных построек каменными в стиле раннего классицизма. Тогда был построен главный храм монастыря — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1817).
Так же был построен храм над могилами родителей преподобного Александра Свирского, но в 30-е годы ХХ века он был разрушен большевиками, и мы больше не сможем его увидеть.
В первой трети XIX века монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, построены келейный и настоятельский корпуса, проведены масштабные работы по благоустройству территории монастыря.
После революции октября 1917 г монастырь, как и многие другие подобные заведения в рухнувшей Российской империи, был закрыт. Комсомольцы здешнего колхоза открыли в монастыре клуб, а колокольня стала служить водонапорной башней.
В 1992 г монастырь был передан в ведение Русской Православной церкви и возрожден как женский. Из современных построек можно отметить часовню над святым источником
и часовню над могилами родителей преподобного Александра Свирского
В 2005-2006 г.г над источником была устроена удобная купальня для паломников. Заехав в монастырь, мы встретили у ворот автобус паломников аж из Калуги. Для купания в ледяной воде святого источника нашей веры было, явно, недостаточно, и мы полюбовались на обряд паломников лишь издали.
Паломнические туры набирают все большую популярность, но и одиночных посетителей Введено-Оятский монастырь охотно принимает в гости, независимо от их религиозных
убеждений.