Архитектурный ансамбль XVIII века построен (недостроен по распоряжению императрицы Екатерины II) в стиле псевдоготики по проекту архитектора В. И. Баженова, который изобрёл для Царицына совсем особый псевдоготический стиль, одновременно и свой и исторический, напоминающий нарышкинское барокко. Декор фасада был насыщен масонской символикой. Екатерина II, приехав спустя десять лет, в новый дворец даже не соблаговолила войти — постройка пришлась ей явно не по вкусу. Баженов был от строительства отстранён, попал в опалу; заказ был передан архитектору М. Ф. Казакову. Тот принялся переделывать Большой дворец, но не закончил. Это единственный в России столь масштабный архитектурный ансамбль XVIII века.
Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг. В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.
Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни. Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.
олько в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину… в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь. С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.
Владельцами Черной Грязи были и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо было пожаловано самим Петром I. В 1775 году у сына Кантемира – Сергея – его покупает сама императрица Екатерина II. Своему личному архитектору Василию Баженову она заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию "в готическом вкусе".
Целых десять лет продолжалось строительство (1775-1785 гг.). На небольшой территории встали дворцы, павильоны, беседки, ротонды, мосты, фигурная арка. Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить. На центральной площади стояли два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм.
Приезд императрицы летним днем 1785 года стал для Царицына роковым. Едва осмотрев все постройки, она, не прощаясь с архитектором, уехала. Через несколько дней было отдано распоряжение о сносе трех центральных дворцов.
Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее – маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но она сама утверждала весь проект ансамбля. Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным.
Возможно и другое. Тот мир, который создал Баженов, – не для зевак и наблюдателей. Он будоражит воображение, заставляет искать ответы на свои вопросы и – если повезет – открывает какие-то тайны. Но открывает он эти тайны тому, кто способен их понять. Или хотя бы пытается. Пытается увидеть за затейливыми декорациями – мечту о Красоте, за прихотливым расположением зданий – мечту о справедливом устройстве общества, за интерьерами необычной формы – овальными, восьмигранными, круглыми – мечту о том, чтобы человек, попадая в них, удивлялся, искал, менялся…
Ансамбль до недавнего времени был заброшен и ветшал в запустении. За последние семь лет были восстановлены сохранившиеся павильоны, кроме так называемого Хлебного дома и казаковского дворца. Сотрудники созданного в Царицыно музея (есть несколько экспозиций) бережно хранят память о его создателе, изучают его историю. В Оперном доме проводятся концерты классической музыки, музыкальные вечера.
Царицыно — район на южной окраине столицы, одно из красивейших мест с богатой историей. В 1989 году исполнилось 400 лет с момента упоминания Царицына в летописи, а археологические, раскопки в этом районе позволяют утверждать, что Москва и Царицыно — ровесники. Родники, существующие в Царицыне, издавна считались чудодейственными, и ученые считают, что там находились древние языческие святилища. Подземные воды богаты минералами и радоном. За 400 лет своей летописной истории Царицыно несколько раз меняло название: пустошь Черногрямая, Черная Грязь, Богородское, Царицыно, Ленино и вновь Царицыно. История этого места неразрывно связана с утверждением Москвы как столицы Российского государства со времен Золотой Орды.
За последние годы государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» неоднократно менял своего собственника. Согласно указу президента РФ №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения» от 20 февраля 1995 года, «Царицыно» признавалось федеральным имущественным комплексом и объектом культурного наследия федерального значения. Затем некоторое время действовал мораторий на приватизацию объектов исторического и культурного наследия.
16 июня 1998 года правительство Москвы приняло постановление №469 о передаче музея-заповедника «Царицыно» в собственность города. Однако после того, как в 2000 году начался процесс разграничения прав собственности на землю между федеральным центром и субъектом федерации, Министерство имущественных отношений и Министерство культуры РФ приняло решение о сохранении музея-заповедника «Царицыно» в федеральной собственности. Затем, 27 марта 2001 года появилось очередное постановлению правительства Москвы, согласно которому в городскую собственность переходили 943 из 1500 памятников культурного наследия, в том числе и «Царицыно». После чего последовала череда судов между Министерством культуры и Минимуществом РФ и правительством Москвы.
В конце концов, 25 февраля 2004 году Москва «обменяла» «Царицыно» на здание бывшего музея им. Ленина на площади Революции (распоряжение правительства РФ от 25 февраля 2004 г. N 260-р). Соглашение между властями мало напоминало что-то легитимное, тем не менее передача имущественного комплекса федерального подчинения Москве состоялась. А 8 августа 2006 года глава Минэкономразвития Герман Греф и столичный мэр Юрий Лужков подписали протокол о разделе имущества, по которому федеральный центр получает 544 памятника, а город – 519. Согласно этому документу, переходил в собственность города и музей-заповедник «Царицыно» (за исключением построек, названных памятниками ЮНЕСКО).
Реставрационные и восстановительные работы начались в «Царицыно» по инициативе столичных властей в 2005 году. Мнения представителей власти, архитекторов и искусствоведов сразу разделились. Одни выступали за восстановление исторического облика усадьбы с добавлением некоторых новых строительных элементов, вторые – за осторожное восстановление по чертежам архитектора, а третьи – за сохранение руин. Перевес сил оказался у сторонников новодела.
Мне же новое Царицыно и понравилось - и не понравилось одновременно. Последний раз я был там несколько лет назад, когда реставрация только начиналась. Мне нравились заброшенные дворцы и павильоны - неухоженные пруды и безлюдные парки. Правда нравились. Но мне нравятся и эти фонтаны тоже. Архитектурную часть усадьбы сделали достойным конкурентом Петергофа. Разве что там толпы народа не так заметны. А здесь, где людские потоки напоминают метро в час пик, только одна крылатая фраза приходит в голову: Москва - не резиновая :)