Утром нас разбудили птицы, они радостно и громко щебетали на все лады с таким энтузиазмом, что спать было уже невозможно. Я люблю, когда утром меня будит не дворник, скрежещущий по асфальту лопатой или метлой, не лязг автомобилей за окном, не хлопающие крышки мусорных баков, переворачиваемых бестолковыми уборщиками, а пенье птиц и шелест ветра в сетчатых окнах моего тента! Особенно, если это все происходит в Африке! Усталость вчерашних перелетов была забыта, мы полностью были готовы к новому восприятию! Удивительно, как быстро это происходит в Африке!
А подъем, однако, был вовсе не поздним, как это могло некоторым показаться! Утреннее сафари начинается ранёхонько, когда солнце еще не встало, или вот-вот готовиться взойти на службу, то есть в 5-30 или в 6 утра. Соответственно побудка происходит на полчаса раньше. Знаю, знаю, сейчас некоторые барышни воскликнут: «Нет, это точно не для меня!» Не торопитесь, сударыни, в Африке все имеет свой сокровенный смысл! Такое раннее вставание преследует только одну цель – увидеть как можно больше животных в активной фазе их жизнедеятельности, проще говоря, когда хищники охотятся, травоядные передвигаются, водо и подводно плавающие резвятся в воде или пасутся возле неё. Потому как в самый разгар дня практически вся жизнедеятельность замирает, или сводится к минимуму, ибо двигаться в полуденную жару уже не хочется никому.
Перед выездом на утреннее сафари на веранде накрывается небольшой перекус в виде чая-кофе-сока-булочек-бутебродов, чтобы слегка взбодрить туристов и пробудить в них интерес к жизни. Основной завтрак, с непременными яичницей или омлетом, сосисками двух-трех видов, беконом, овощными и фруктовыми салатами, сливочным маслом в тарелке со льдом, джемами, медом и прочими атрибутами для набивки живота, бывает уже после утреннего сафари.
Не успели мы толком отъехать от кемпа, как Уолтер вдруг резко затормозил и остановился. Мы тут же принялись вертеть головами по сторонам, чтобы выяснить причину столь внезапной остановки, и не найдя ничего достойного внимания, недоуменно на него уставились. Он невозмутимо ухмыльнулся и пригласил нас выйти из машины. Мы с энтузиазмом попрыгали с сидений и прошли прямо к капоту. И тут стала ясна причина нашей стоянки – прямо перед нашими колесами по дороге ползла вереница африканских бродячих муравьев-солдат. Они деловито переходили, а вернее, переползали дорогу слева направо, направляясь к одной только им одним известной цели. Но, могу с уверенностью сказать, что цели этой точно не позавидуешь! Африканские бродячие муравьи – серьезные звери! Они уничтожают на своем пути все живое, которое им под силу – гусениц, кузнечиков, пауков и прочую мелкую живность. Если такое воинство набредет на термитник, пиши пропало. Муравьи быстро и безжалостно убьют термитов-охранников, затем ворвутся внутрь термитника и съедят всех, и самих обитателей и их личинки, да и саму матку. У термитов нет никаких шансов против африканских муравьев!
Дальше нас ждала встреча с почти себе подобными – зелеными мартышками или верветками. Она из них, по виду взрослая мамаша, уставилась на нас из травы, с целью выяснить представляем ли мы угрозу её родной стае с многочисленными малышами, которые и резвились неподалеку на большой акации. Пока она задумчиво решала эту дилемму, малышня устроила шумную возню, с беготней, прыжками, визгом, висом друг на друге и прочими непотребствами, очень похожими на переменку в школе в младших классах. Полюбовавшись вволю, посмеявшись от души над их проделками, ( а кое-кто между прочим не забывал и фотографировать), едем дальше.
Вдруг боковым зрением замечаю какое-то движение рыжеватого пятна слева в густом разнотравье. Кричу, немного громко и взволнованно:
- Стоп, лайон … мэй би!!!
И точно! Далеко, метрах в трехстах в зеленой траве поднимается львиная голова, с молодой неоперившейся еще гривкой. Получаю похвалу за зоркость от Уолтера, сворачиваем с дороги и едем по полю в направлении льва. Это молодой, примерно двухгодовалый лев. Когда он встает и нехотя уходит от нас, становится видно, какие у него тощие впалые бока. Львы работают, то есть охотятся и едят, раз в три-пять дней, а остальное время проводят в расслаблении и спячке, думаю, многие могут позавидовать. Вдруг, по направлению движения молодого самца из травы высунулась еще одна рыжая голова. Это оказалось его сестрица из близлежащего большого прайда. Парочка мирно отдыхала в густой траве после ночных бдений, пока мы их не потревожили. Недовольно покосившись на нас, не выражая, впрочем, никаких сильных эмоций, львы медленно удалились от нас в густые заросли.
Так, это уже кое что! Конечно антилопы, зебры и буйволы это хорошо, но, если вы долго не видите больших кошек, то остается какое-то легкое чувство неудовлетворенности от сафари, кажется, что вам чего-то не додают, обделяют… Ну, а теперь-то, можно ездить уже спокойно, памятуя что львы в копилке уже есть. Едем в сторону взлетной полосы, почему, расскажу немного позднее. А, сейчас нам снова попадается красавец баобаб, и теперь-то придется объяснить, какие бывают проблемы у баобабов в Африке. После такой фотографии, думаю, многое станет ясно. Стволы практически всех баобабов в шрамах и заросших рубцах, и виновник здесь может быть только один – слоны! В коре баобаба высокое содержание кальция и воды, а для засушливой Африки это решающий аргумент. Хотя ствол баобаба достаточно прочный и толстый, он не в силах противостоять слоновьим бивням. Слоны иногда даже ломают молодые баобабы и губят их. Это, конечно не относится к огромному зеленому красавцу, к которому подвез нас рейнджер немного спустя. Ствол этого гиганта, а вернее практически четыре ствола, соединенных когда-то воедино, производит неизгладимое впечатление и своей массивностью и твердостью и еще тем, что внутри находится настоящая пещера, в которой прятались давным-давно исконные обитатели этих мест – бушмены! Они даже разводили внутри ствола огнь! Между прочим, этому баобабу около 2500 лет!!! Представить даже трудно, сколько он всего повидал за свою деревянную жизнь!
Подъезжаем к взлетной полосе, на ней кипит травоядная жизнь. Объясняется это очень просто – антилопы любят открытые пространства, так им легче увидеть хищников, а сочная травка и молодые побеги на деревья являются отличным дополнением к их безопасности. Тут воочию проявляется и еще один интересный факт, симбиоз между обезьянами и антилопами, который мы наблюдаем по всей Африке. Он имеет несколько аспектов, и все взаимовыгодны обеим сторонам. Дело в том, что у обезьян и антилоп разное зрение. Обезьяны обладают бинокулярным зрением, то есть смотрят вперед, примерно так же, как и человек. А глаза антилоп направлены в разные стороны, так они получают больший обзор и возможность увидеть подкрадывающегося к ним охотника. И то и другое зрение имеет свои преимущества и недостатки, и их соединение дает обеим сторонам неоспоримое преимущество в их шкурной борьбе, то есть борьбе за выживание. Есть и еще одно приятное обстоятельство для антилоп – бабуины невольно сбрасывают вниз с ветвей деревьев плоды, которыми лакомятся, а антилопы их преспокойно поедают на земле.
Наша машина удивительно спокойно движется прямо посреди стада импал, их, кажется, нисколько не пугает соседство с гремящим на ухабах четырехколесным монстром. Мудрый Уолтер довольно не преминул разъяснить нам, что это его заслуга. Он практически каждый день приезжает сюда специально приучать к своему автомобилю местных обитателей, и, как видите, весьма преуспел в этом. Благодаря чему, мы можем наблюдать жизнь импал как бы изнутри стада. Вот находящийся впереди главный самец издал низкий утробный рык, и все его многочисленные жены с потомством стали быстро подтягиваться к нему, попутно тоже подзывая детенышей таким же способом. Вот бы никогда не подумал, что безобидные антилопы могут издавать такие звуки! По краю взлетной полосы, рядом с огромным стадом импал замечаем редкую лесную антилопу бушбока, и большого самца куду, с ветвистыми, изогнутыми словно гигантский штопор, рогами.
Побыв немного членами единого большого стада антилопо-бабуинов, продолжаем свой путь дальше. Вот два маленьких, но очень красивых карминовых пчелоеда сидят на сухом дереве, демонстрируя нам свои красные грудки. А вот еще самец импалы…. Ба! Что это у него на шее? Вернее в шее? Вот это да, в шее этой антилопы прочно застрял обломанный рог другого самца! Самцы импал часто дерутся, выясняя отношения, видимо во время такого поединка рог и обломился прямо в шее соперника. Интересуюсь у Уолтера, что будет с несчастным? Он успокаивает нас, говоря, что скорее всего самцу удастся соскрести злополучный обломок ногой, и все с ним будет хорошо. Охотно верю не только потому что хочу, но и потому, что знаю, как поразительно быстро заживают раны у диких животных.
И тут же рядом у нас состоялась встреча с одним из самых быстроногих и опасных животных Африки – леопардовой черепахой. Она неосторожно сделала бросок вперед и я заметил её в траве. При нашем подходе, она испуганно втянула голову внутрь, но через минуту сменила гнев на милость и позволила нам полюбоваться своей валкой рысью, которой она направилась в ближайший куст.
Известно, что в Африку зимой прилетает множество перелетных птиц. Но, лично для меня было удивительно узнать, что в ЮАР прилетает европейский роллер аж из самой Испании. А вот и родной африканский роллер, что называется, почувствуйте разницу! Своим-то перышки поярче и мошки повкуснее!
Солнышко начинает припекать, даже сквозь легкую дымку, а это верный признак того, что нам пора возвращаться в кемп завтракать. Вдруг замечаем с десяток стервятников, кружащих неподалеку, и принимаем решение посмотреть, что это они так заинтересованно высматривают на земле. Обставляется наша вылазка по всем правилам пешего сафари в Крюгер парке. Уолтер берет с собой винтовку и инструктирует нас как идти. А идти надо следующим образом – строго за ним, след в след, если увидим опасность, ни в коем случае не бежать, а тихонечко отступать вместе с ним под прикрытием его винтовки. Мы идем с подветренной стороны, так как велика вероятность встретить труп какого-нибудь животного и хищника возле него, и мы хотим, чтобы он загодя почуял нас, и мы не стали для него полной неожиданностью. Ибо, если хищник подумает, что попал в ловушку, то сгоряча он может натворить бед и себе и нам, а нам-то, как раз этого и не надо!
Идем мы себе спокойненько, смотрим под ноги, вдруг какая гадина выползет, но нет, не выползает. Видимо мы у цели, стервятников видимо-невидимо. Одни тяжело взлетают с земли при нашем приближении, другие сидят на сухих ветвях и неодобрительно взирают на нас сверху. Но и они, спугнутые нашим приближением, поднимаются в воздух, оглушительно взмахивая огромными крыльями. Под невысоким деревом лежит убитый самец импалы, уже наполовину выпотрошенный. Что-то с ним не так, Уолтер недоуменно рассматривает все вокруг, пытаясь понять, кто убил антилопу. Не найдя ничего, что могло бы указать на убийцу, ренджер замечает, что у импалы выклеваны глаза, а это верный признак, что здесь побывал орел, ведь стервятники глаз не выклевывают, пока есть мясо. Неужели такую крупную антилопу мог убить орел? Маловероятно, орлы, конечно, могут убить небольшую антилопу вроде дик дика, или стинбока, но взрослую импалу? Странно! Уолтер не на шутку озадачен, но делать нечего, надо возвращаться к машине. А разгадка была совсем рядом, буквально в километре езды. Возле дороги лежал еще один труп импалы и два тони орла безжалостно клевали его. Уолтер пошел посмотреть в чем дело, только один, оставив нас изнывать от жары и неведения в машине. Вернувшись, он сказал, что виной смерти обоих животных скорее всего является паразит, он даже назвал его, да я не запомнил. А определил он это по неестественному положению антилоп, паразит попадает в мозг жертвы и она перед кончиной судорожно вытягивает ноги в предсмертной судороге. После его рассказа лично у меня пропала всякая охота смотреть на труп, но сам Уолтер заслужил наше безграничное уважение своим поведением и познаниями. Итак, сейчас мы уже точно направляемся в кемп, и никому и ничему больше не позволим встать между нами и завтраком!!!