Посещение Музея искусств народов Востока у меня было запланировано заранее. Как известно восток дело тонкое и интересное, а из стран востока я практически ничего и не посетила. И книги читала, и фильмы смотрела, и мне это было очень интересно, но как только решается вопрос куда поехать в отпуск, я выбираю Европу. Поэтому было интересно познакомиться хотя бы с предметами искусств этих стран.
О здании, в котором расположен музей я писала в Прогулки по Москве. Идём на Никитский бульвар.
Повторюсь, что находится он на Никитском бульваре, в бывшей городской усадьбе Луниных, для нужд музея она была передана в 1960 году, хотя сам музей организован был в 1918г.
Первая выставка открылась в 1984 году.
На сегодняшний день коллекция Государственного музея искусства народов Востока включает более чем 60 тысяч произведений искусства, в числе которых живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства стран Ближнего и Дальнего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии, Казахстана, Закавказья.
В постоянную экспозицию входят "Искусство Кореи", "Искусство Китая", "Искусство Японии", "Искусство Юго-Восточной Азии" (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), "Искусство Кавказа" (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), "Искусство Ирана", "Искусство Индии", "Искусство Средней Азии и Казахстана", "Искусство Бурятии, Монголии и Тибета", "Искусство народов Севера", "Живопись Закавказья и Средней Азии (19-20 века)".
Музей — прекрасное место для того, чтобы получить информацию о том, как живут или жили другие народы мира. (Если нет другой возможности).
Мне интересными показались собрания Юго-Восточной Азии. Это Вьетнам, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Индонезия. Они образуют единый историко-культурный регион, сложившийся еще в период древности.
В этих странах получили распространение религиозно-философские системы буддизма и индуизма, местные верования тотемизм, культ предков. Всё это вместе взятое оказало большое влияние на сложение культурных традиций и национальных особенностей в искусстве разных народов.
Вьетнам.
Предметы, находящихся в экспозиции, охватывают период с XI по XX в. К правлению династий Ли и Чан (11–15 вв.) относятся керамические сосуды, выполненные в технике подглазурной росписи кобальтом и минеральными красками.
В средневековую эпоху высокого расцвета достигает культовая скульптура, представление о которой дают образцы 17–19 вв.: изображение Будды-младенца, Будды в Паринирване, бодхисаттвы милосердия Куан ам, данной в двух ипостасях – в образе монахини и двенадцатирукого божества и др.
В 20 в. во Вьетнаме получает широкое развитие лаковое искусство. В экспозиции можно увидеть большое черно-лаковое блюдо 1980-х гг., сделанное из цельного среза дерева, с перламутровой инкрустацией на сюжет средневековой легенды о полководце Ле Лое.
Индонезия.
Раздел Индонезии знакомит с основными видами традиционного искусства страны. Важную роль здесь играет холодное оружие, прежде всего кинжалы крисы, выполняющие как боевую, так и ритуально-магическую функции. В экспозиции находятся крисы 17–19 вв. с островов Ява, Бали, Суматра.
Ценным экспонатом является живописное панно 19 в., выполненное по мотивам известного индуистского мифа о пахтании Мирового океана.
Куклы теневого театра ваянг пурво, вырезанные из кожи и раскрашенные, показаны на фоне белого экрана с подсветкой и представляют персонажей "Рамаяны" и "Махабхараты".
Представлены также маски ваянг топенг – еще одного популярного в Индонезии вида театрального искусства.
Мне очень понравилась изумительная балийская резьба по дереву по мотивам эпоса "Рамаяны". сцена охоты на золотую лань.
Языческие верования народов Малайского архипелага отражают различные предметы: фигуры предков и духов-охранителей с Суматры, Бали, Новой Гвинеи.
Экспозиция Таиланда включает бронзовые изображения будд позднего периода. Они расположены на ступенчатой подставке, имитирующей конструкцию храмового алтаря, и представляют различные иконографические типы.
В экспозиции находится большая позолоченная алтарная ваза с лотосами.
Вот такие интересные экспонаты рассказывают о Юго — Восточной Азии. Но это лишь малая часть того, что можно увидеть.