Любой экскурсовод или путеводитель расскажет вам, что Венеция расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных густой сетью из 150 каналов, через которые переброшено около 400 мостов. При таком обилии воды здесь остро ощущается дефицит суши. Отсюда и плотность застройки: в Венеции нет широких улиц и просторных площадей: самая широкая «улица» — Гранд-канал,
самая большая площадь — Сан-Марко.
Но оказавшись в Венеции, выходите из гостиницы, сворачивайте на втором перекрестке направо, затем третий поворот налево — позвольте себе заблудиться. Вы в буквальном смысле останетесь с городом один на один — самая большая роскошь, которую он может вам предложить.
Трудно разобраться в лабиринте улиц Венеции, здесь не существует направлений «прямо», «влево», «вправо», а только одно — «вбок». Некоторые улочки имеют свои названия, идущие из глубокой древности, связанные с профессией живущих здесь людей или с каким-нибудь событием: «Улица дружеской любви», «Сахарный проход», «Широкая улица пословиц».
Улицы Венеции отличаются друг от друга степенью миниатюрности. Набережные вдоль каналов называют fondamenta или riva. Крытые улицы, более всего напоминающие коммунальный коридор, — sottoportego. Те, что получаются, когда засыпают землей небольшие каналы — rio. Более широкие – salizada, так в средние века называли первые мощеные улицы. Улицы, ширина которых позволяет свободно разойтись двум-трем пешеходам, называются calle. Частенько встречается ruga, иногда rugetta, а более узкую улицу называют ramo. Некоторые из них такие узкие, что даже солнечный луч не может проникнуть между домами и попасть в окна жителей нижних этажей. Можно часами бродить по этим улочкам.
Маленькие венецианские площади не менее интересны, чем большие и знаменитые. Площади также различаются по своим размерам: совсем маленькие — corti, небольшие — campielli и побольше — campi. Многие из них окутаны тишиной и безлюдны, как, впрочем, и вся та Венеция, что раскинулась вдали от основных туристических маршрутов.
Существует известное высказывание Павла Муратова: «Есть две Венеции — одна до сих пор что-то празднует, до сих пор шумит. Другая прячется в тихих улицах и ее нельзя угадать по легкой и по-детски праздной жизни на площади Марка». Эта Венеция, о которой говорит автор трехтомника «Образы Италии», не терпит суеты. Она приглашает к уединенным прогулкам, во время которых постепенно раскрывает свои тайны, недоступные поверхностному взгляду.