8 мая 2013
В 1544 году пастух Диего Вальпа обнаружил драгоценный металл на склоне тогда еще безымянной горы Cerro Rico. С этого началась история Потоси — самого высокогорного города мира. Историю этого удивительного города, принесшего несметные богатства испанской короне и смерть миллионам шахтерам можно узнать в отличном музее "Casa National de la Moneda" — монетном дворе.
Посещение не дешево по боливийским меркам — 50 боливиано плюс 20 за возможность фотографировать. Считается, что это место — один из лучших музеев Латинской Америки, так что мы думали не долго. В отличие от персонала. По правилам, посещение возможно только в сопровождении гида. Группы отправляются по расписанию. в 10:30 должна быть англоговорящая группа, но мы оказались одни. Женщина в кассе несколько раз связывалась с кем-то по рации. Каждый раз получаем ответ: "подождите пять минут", но гида так и нет. Успели попить кофе в кафе, воспользоваться интернетом, доступным в первом патио музея, но результатов не видно. Наконец, предложили подождать до половины третьего, когда должна быть следующая экскурсия, что совершенно не вписывалось в наши планы…
Только в начале одиннадцатого нашли мужчину, способного провести экскурсию. Английский для него не привычен, но рассказ получился весьма интересным!
Итак, начинается все в небольшом зале на втором этаже. Несколько картин со сценами из священного писания украшают сцены. Они использовались чтобы донести до неграмотных местных жителей суть христианства. Изготовлены здесь европейскими мастерами — в то время Потоси был крупнейшим городом Латинской Америки!
Но главный экспонат — изображение Cerro Rico, с историей поиска потерявшейся ламы пастухом с последующим обнаружением серебра…
Потоси всем обязан серебру. К концу XVIII века город утопал в богатстве. Говорили, что улицы в Потоси мостят серебряными слитками. Но за это богатство платили своими жизнями миллионы рабов, привезенных из Африки и местных индейцев, работающих в адских условиях подземных шахт. Во второй половине XVIII века, было построено это здание, в котором стали производить монеты для испанских владений в Латинской Америки. Большой зал музея посвящен истории производства монет.
Первые монеты производились примитивным способом ручной штамповки. 93% серебра содержали эти неаккуратные кусочки металла. Позже процент серебра понизили до 73%, добавляя медь для прочности. В зале множество монет и медалей разного времени, а также пресс-формы для их создания.
Из Европы были доставлены современные деревянные машины для раскатывания слитков в тонкие листы. Выглядят они как пыточные устройства, но отлично справлялись со своей задачей. В действие механизмы приводились мускольной силой мулов, крутивших ось в помещении на первом этаже. Механизмы сохранились — весьма интересно наблюдать эти странные колеса, а затем спуститься к фигурам животных и их надсмотрщика — Эль-Мулеро — на первом этаже.
Жизнь животных была коротка. Тяжелый труд по 4-5 часов в день в замкнутом помещении убивал их примерно за пол года.
Есть в музее и литейное оборудование, используемое столетия назад. Искусно выполнены фигуры литейщика и подмастерья за огромными мехами. Инструменты настоящие, им уже более 200 лет! Огонь изображает лампочка, спрятанная в куче хвороста. "Сейчас огонь включим", — говорит гид, нажимает на кнопку и присаживается погреть руки к "очагу". Топливом в этой пустынной местности служил хворост, помет лам, а также и трупы животных. Все шло в ход, чтобы наполнить железные формы драгоценным металлом!
В 1869 году из США были экспортированы паровые машины, заменившие животных. А еще через почти пол века, в 1909-м, на смену пару пришло электричество.
Долгие столетия здесь располагался монетный двор, но богатство Cerro Rico истощались, и в 1951 году последние монеты вылетели в приемный лоток пресса. С тех пор Боливия экспортирует свои деньги — монеты из Чили, а банкноты из Франции.
Кроме монет и инструментов по их изготовлению, в музее представлена огромная коллекция минералов страны. В том числе и огромный "Боливиано" — самый крупный кристалл, найденный в стране. "3002 различных образца", — похвастался гид.
Следующий зал — археологические находки, открытые в процессе добычи серебра. Черепа, детские скелеты, черепки и посуда, позвонок кита и панцирь броненосца… Интересно и разнообразно!
Отдельного упоминания заслуживает схема развития цивилизации XIX века. Библейское летоисчисление от сотворения земли и изгнание Адама с Евой из рая, последующие поколения колен израилевых и параллельно с этим научные открытия сделанные человечеством! Такую схему я бы с удовольствием повесил дома, но, к сожалению, досконально изучить ее не удалось — музей закрывался на обед и нас активно поторапливали.
Через залы с изделиями из серебра мы практически пробежали, хотя очень хотелось более внимательно разглядеть интересные экспонаты, начиная от серебряных ночных горшков и заканчивая доспехами и распятиями.
В самом конце находится ручной пресс, с помощью которого сейчас изготовляют медали. Точно также производили первые монеты столетия назад. Именно тут возник символ города, странное лицо, постоянно встречающиеся на улицах и в буклетах о Потоси. Лицо кажется искаженным, улыбка неестественной. Евхенио Мулон, в 1856 году, изготовил по неизвестной причине этот портрет. Но вместо привычного выражения лица, придал половине эмоцию счастья, а второй — горя. Так возникла эта ухмылка — "happy/sad face"… Мотивы такого решения остались нам не известны.
Музей закрыл за нами свои тяжелые двери. Очень жаль, что времени было так мало. Думаю, можно легко потратить день, разглядывая древние машины, подземные сокровища и украшения, заботливо собранные и сохраненные жителями серебряного "Эль-Дорадо"...