Совершим ещё одну прогулку по Москве. В этот раз моей целью был Никитский бульвар. Но по пути от дома обращала внимание и на другие достопримечательности и заинтересовавшие меня здания. Итак с Большого Козихинского переулка Переулки Москвы. Вокруг Патриарших выходим на Большую Бронную улицу. Начинается она от Малой Бронной улицы, пересекает Богословский и Сытинский переулки и заканчивается на пересечении с Тверской улицей.
Длина её всего около 750 метров.
Свое название Большая Бронная улица получила еще в семнадцатом веке по местной Бронной слободе, организованной царем Иоанном Грозным еще в 1560-е годы.
Местные мастеровые-оружейники занимались производством "брони" — выковывали панцири и кольчуги, а также всевозможное холодное оружие.
Из-за реконструкции, проведенной в 60-70 годах прошлого века, облик её изменился и не в лучшую сторону, многие дома были снесены, а на месте их появились похожие друг на друга дома отделанные желтоватой керамической плиткой.
Я обратила внимание на дом №10
Дом Е. И. Полякова (отделка — 1906, архитектор И. Е. Бондаренко), в настоящее время — Военно-промышленный банк.
Но наиболее известное строение на этой улице это Синагога.
Известный железнодорожный подрядчик, промышленник, банкир и меценат, Лазарь Соломонович Поляков, возглавлявший с 1869г. в течение сорока лет правление еврейской московской общины, в 1872г. получил разрешение Московского Генерал-губернатора на размещение в его доме "молитвенного учреждения с количеством прихожан до 40 семейств". В начале 1880-х г.г. он приобрел и присоединил к своей обширной усадьбе на Тверском бульваре несколько соседних участков.Получив разрешение Обер-полицмейстера Москвы, Л.С. Поляков в 1883г. подал прошение в Строительное отделение о приспособлении жилого дома, выходящего фасадом на Большую Бронную улицу, под домашнюю синагогу.
Снимок 1898 года.
Здание, построенной по проекту знаменитого архитектора М.Н. Чичагова, получило красивый фасад в мавританском стиле. О назначении здания говорило оформление главного входа, увенчанного шестиконечной звездой. Территория синагоги была обнесена оградой, а в здании был предусмотрен подземный ход для спасения молящихся в случае возможных погромов. Это было первое здание в Москве, построенное как синагогальное.
После революции здание было отдано профсоюзам, а затем здесь находился Московский Дом художественной самодеятельности.
Только в 1991 году решением Правительства Москвы за Подписью Ю.М.Лужкова синагога на Большой Бронной Была возвращена верующим.
В советское время её перестроили, но после реконструкции вернули фасаду прежний вид, еще сделали огромный витраж, через который виден уличный фасад — и "фестончатая" арка входа, и "мавританские окна", и ассиро-вавилонские зубцы над карнизом.
Идём дальше, на углу Б.Бронной и Малой находится ресторан "Аист" с такой вот интересной скульптурой.
А мы сворачиваем на Малую Бронную. Название своё получила также по Бронной слободе, учрежденной здесь ещё в начале XVI века.
Здесь, недалеко от Синагоги, Памятник Шолом-Алейхему — знаменитому еврейскому писателю.
А на другой стороне, наискосок, находится здание, торец которого напомнил мне работы Гауди.
Видимо на кого-то его работы произвели большое впечатление.
Это дом № 4, стр. 1 — Дом "Общества для пособия нуждающимся студентам Императоского Московского Университета" (1909, архитектор К. К. Гиппиус), выявленный объект культурного наследия, в настоящее время — Московский драматический театр на Малой Бронной.
А вот и главный вход в театр. Побывать мне в нём в этот раз не удалось.
Идём дальше и дом на углу Малой Бронной и Тверского бульвара под номер 2/7. По фамилии владельца дом получил в народе название "Романовка".
Во второй половине XVIII века владельцем этого участка был полковник В.В. Грушецкий — будущий сенатор и участник войны с Турцией.
В 1771 году участок перешел к семье Голицыных. В это время по проекту архитектора М.Ф, Казакова были построены главный дом усадьбы и два флигеля. Во время пожара 1812 года усадьба пострадала от огня и была восстановлена.
В 1882 году архитектор В.П. Загорский соединил флигели усадьбы между собой и надстроил их. В 1893 году к этому зданию добавили еще один этаж, и оно стало четырехэтажным.
В Романовке размещались дешевые меблированные комнаты, в которых селились ученики консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Одним из жильцов в студенческие годы был будущий известный оперный певец Л.В. Собинов.
В конце 1890-х годов в Романовке открылся музыкальный салон. Здесь часто бывали
Римский-Корсаков, Константин Коровин и М. А. Врубель с женой, знаменитой певицей Забелой-Врубель, которую Римский-Корсаков считал непревзойденной исполнительницей своих произведений. Пел здесь и сам Шаляпин.
Сейчас в этом здании находится театр "На Малой Бронной".
Ну, а мы сворачиваем направо и идём по Тверскому бульвару к Никитским воротам.
В сквере, на месте усадьба знаменитой княжеской фамилии Гагариных стоит памятник К.А. Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). Монумент установлен 4 ноября 1923 года.
Тимирязев стоит лицом к площади. Скульптура изображает выдающегося ученого в мантии доктора Кембриджского университета и надписью "К.А. Тимирязеву. Борцу и мыслителю".
Пройдя мимо ротонды
на Малой Никитской, напротив храма, понравился мне дом, вроде бы обычный московский модерн, но заинтересовал широкий орнаментальный горизонтальный пояс над окнами пятого этажа, изображающий вьющиеся стебли растений с листьями и цветами.
Возвращаемся снова к перекрёстку, к площади Никитских ворот они расположены на пересечении Большой Никитской улицы и Бульварного кольца.
Основные их достопримечательности описаны Прогулки по Москве, по Большой Никитской. Часть вторая. Осталось только упомянуть театр "У Никитских ворот".
Название "Никитские ворота" появилось в конце XVI в. Название площади, а также примыкающего бульвара и улиц, происходит от Никитских ворот, которые были одними из 11 проезжих ворот Белого города. В свою очередь, Никитские ворота получили название от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича.
После того как стены Белого города в 1780-х годах были снесены, на их месте по плану 1775 года должны были проложить бульвар, но осуществление плана началось лишь в первой половине XIX века, поскольку землю успели занять различными постройками. До конца 190-х годов со стороны Арбатской площади бульвар замыкался трехэтажным домом. Когда прокладывали транспортный тоннель, дом снесли, а бульвар укоротился за счет выхода из тоннеля. Ширина бульвара примерно 19 метров, с газонами и тенистыми деревьями, среди которых есть и полуторавековые.
Здания по обоим проездам в 1812 году сгорели. А с устройством бульвара эти места облюбовало для своих особняков московское дворянство. До 1870-х годов по внешнему проезду бульвара от Никитских ворот протекал в открытом русле ручей Черторый, сейчас скрытый под землей.
А мы пройдём по бульвару.
Дом № 12.
Это усадьба –замечательный памятник классической архитектуры начала XIX века – творение одного из наиболее ярких зодчих этого направления – Д.Жилярди. Строился он в 1818-1821 годах по заказу дворян Луниных, к семье которых принадлежал и известный декабрист М.С.Лунин. Нет книги по истории русской архитектуры, где усадьбе Луниных не было бы уделено должного места как одному из лучших образцов зодчества начала XIX века.
Луниным усадьба принадлежала очень не долго, уже в 1821 году она была продана Государственному банку, во владении которого и находилась почти сто лет. После Октябрьской революции здесь располагался автомобильный клуб, затем различные учреждения, занимающиеся внешкольной воспитательной работой с детьми. В 1984 году в лунинском доме, тщательно отреставрированном, открылся Музей искусств народов Востока.
В этом же здании работает и галерея Шон — единственная в России галерея восточного антиквариата.
В доме № 8а
на Никитском бульваре, чудом сохранившийся после пожара 1812 года флигель усадьбы князей Гагариных. После них им владела знатная дама А.М. Щербина, дочь княгини Е. Дашковой. У неё на балу впервые после венчания появилась на публике чета Пушкиных. Впоследствии здесь проживал один из крупнейших представителей российского купечества А.Н. Прибылов.
После революции согласно распоряжению А.В. Луначарского в 1920 году особняк был отдан в ведение журналистов, здесь проходили литературные дискуссии.
Домжур – так впоследствии сокращенно стали называть Центральный дом журналиста.
Дом №7а известен тем, что здесь прожил последние годы жизни Н.В. Гоголь.Здесь он сжёг уже готовый второй том "Мёртвых душ", а спустя 10 дней скончался. Здесь сейчас находится
музей и научная библиотека.
Во дворе стоит памятник Гоголю скульптора Н. Андреева., считающийся одним из лучших памятников Москвы. На постаменте изображены сцены из произведений писателя. Фото у меня не получилось, т.к. снимала издалека, поэтому взяла в интернете. Интересна история создания, установки, переноса памятника. Но об этом, вероятно, уже написано.
Вот и закончилась прогулка по бульвару.