Линии Наска, наверное также, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, хочет увидеть каждый турист, который приезжает в Перу. Какую же тайну скрывают в себе знаменитые геоглифы на плато Наско. В этом посте я решил обозначить основные версии происхождения этих рисунков.
Расстояние от Лимы — главного города Перу до аэропорта Писко около 250 километров, именно отсюда, из этого аэропорта и организовывают полёты над платом Наско. Сам аэропорт военный, и иногда приходится ждать вылета, потому как военные самолёты имеют преимущество над гражданскими.
Перед полётом надо взвеситься вместе со всеми вещами, перуанцы тщательно записывают вес каждого пассажира и согласно каких-то своих умозаключений рассаживают людей в самолёт. Мне показалось, что это занятие довольно бессмысленное, так как в январе этого года я уже летал на небольшой Сесне 208B Caravan из Белиза в Мексику и все рассаживались там как хотели.
Перед началом полётов каждый пассажир получает мини карту – памятку, чтобы знать название тех геоглифов, которые будет рассматривать.
Сам аэропорт Писку новый и довольно безлюдный, все-таки пока ещё не так много людей совершает эти полёты.
Теперь немного коснусь истории самих этих фигур, или как их сейчас модно называют геоглифов. Считается, что рисунки впервые были замечены в 1939 году, то есть меньше ста лет назад, когда над ними на самолёте пролетел американский археолог Пол Косок. Он поделился своими наблюдениями с немкой из Дрездена Марией Райхе, которая тогда работала учительницей в перуанской столице – Лиме. Несколько лет Райхе трудилась и составляла приблизительные карты, изучая линии с земли, потому как вертолётом ей удалось воспользоваться лишь после окончания Второй Мировой Войны. А с земли эти фигуры почти совсем неразличимы и поэтому многие из них «разрезало», построенное в 20 веке, панамаериканское шоссе.
Полёты проводятся на небольших американских самолётах Сесна 208.
Хотя мне и было предложено сесть на место номер 3, но оно располагалось практически под крылом и я, спросив у пилота разрешения, сел на диванчик сзади, откуда снимать было удобнее всего.
Cамолёт взлетает и до первых фигур на плато летит больше 40 минут.
На сегодняшний момент не существует фундаментальной доказанной теории зачем и как насканцы на протяжении почти двух веков делали эти рисунки. Я расскажу лишь несколько теорий, которые сейчас имеют место быть как версии.
Первооткрыватели линий Мария Райхель и Пол Косок считали, что это самый большой календарь звездного неба под открытым небом. Все индейские народности раньше поклонялись звёздам. Насканцы и их предки деформировали свои черепа, чтобы быть ближе к звёздным Богам, чтобы им стали доступны откровения Богов. Мария Райхель предположила, что нынешнее звёздное небо и созвездия, которые придумали древние греки не совсем верно. Насканцы видели свои звёзды здесь в Южном Полушарии и, соединив их по-своему, получили созвездия паука, обезьяны, собаки и так далее.
Первый рисунок, который показался после более чем 40-минутного ожидания был кит. Цвета песка немного отличаются от действительности, так как я при обработке "играл" экспозицией, яркостью и контрастом лишь с единственной целью, сделать сами линии фигур максимально выразительными.
Мария Райхе и Пол Косок пригласили студентов из разных ВУЗов — археологов, антропологов, геодезистов и историков принимать участие в раскопках, им это засчитывалось как производственная практика. Они обнаружили на объекте «взлётная полоса», который я с самолёта так и не увидел, через каждые 10-15 метров – забитые по периметру колышки, очень напоминающие современные геодезические реперы, а в конце "взлётной полосы", которая была шириной 200 метров, а длиной 8 километров были обнаружены шесты из дерева высотой от 6 до 8 метров, c 40-сантиметровыми прорезями на одном из окончаний.
Ещё под плато Наско обнаружили 97 вогнутых зеркал. Вогнутые наружу полусферы отшлифованы из золота, серебра и меди с ушками из золотых или серебряных пластин. Мария Райхель предположила, что ушко полусферы надо воткнуть в прорезь шеста, установить в конце линии и поймать солнечный луч. Солнечный луч задаёт идеальную прямую, навстречу ставится второй шест на расстоянии 100 или 200 или 300 метров. 2 пересекающихся луча совпадают и задают направление. Когда были изобретены светодальномеры и приборы высшей геодезии решили проверить точность нанесения взлётной полосы. Оказалось что погрешность светодальномера – 1,5%, а погрешность насканцев – 2,5%. Сделали анализы и определили, что все предметы, обнаруженные под плато Наско относятся к культуре Наска – 350 – 550 года нашей эры.
Самолёт каждый рисунок обычно облетает два раза, чтобы и пассажиры сидящие справа, и пассажиры, сидящие слева могли хорошо заметить детали изображения.
Одними из важнейших созвездий были в то время созвездия Южного Креста и Ориона. Вот если посмотреть на рисунок Паука, который будет несколькими кадрами ниже, у него посередине перемычка. В 1974 году на суперкомпьютере американская кибернетик Филлис Петлуги просчитала положение звёзд на ту звёздную дату, когда существовала культура Наска и очень чётко три звезды пояса Ориона совпадали с положением паука.
Но Филлис Петлуги и англичанин Джеральд Хокинс пошли дальше и решили независимо просчитать карты Наска с расположением фигур и выяснить насколько их расположение совпадает с положением звёзд на небе в теме времена. Но они получили совпадение лишь 20-30%, что для научных выводов является практически нечем. Для доказательности версии Райхель и Косака с научной точки зрения, нужно было бы совпадение хотя 80-85%.
Следующая фигура, хорошо видная с борта лайнера называется Астронавт (Astronaut). Это единственное изображение человекообразного существа на всём плато.
Следующая теория о значении этих линий получила название гидрологическая. Исследователи геологи и гидрографы, которые исследовали ирригационные системы культуры наска, говорят, что раз здесь были акведуки, то возможно стрелы и направление линий – это не что иное, как тоже акведуки, которые ещё не раскопали. Но это теория тоже провалилась, так как никаких акведуков больше не так нашли.
Пролетая над линиями Наска в окошко часто можно увидеть другой такой же туристический самолёт.
Обезьяна со спиралеобразным хвостом, наверное одна из самых знаменитых и интересных фигур на плато Наска.
Следующая версия была, что это религиозный комплекс. Так как между многими геометрическими фигурами найдены сложенные каменные алтари и возле них кости жертвенных животных и людей, и достаточно близко от плато расположен храм Кауачи – религиозный, административный и духовный центр культуры Наска. На плато Наска проводились религиозные церемонии и все было сделано так, чтобы летающий бог – творец культуры Наска Кон, мог с высоты своего полёта наблюдать за тем, что сделали насканцы.
Ещё одна фигура, которая называется собака.
Есть люди которые высказываются за «тотемную» версию, что эти рисунки не что иное, как печать тотемного клана или рода. Одна из птиц колибри на плато.
Но мир был «взорван» в 1955 году, когда американский археолог и исследователь культур Мезоамерики Джеймс Моузли высказал предположение, что доказанный факт о том, что насканцы деформировали голову – это есть знание о древних Богах, которые посещали нашу землю. А рисунки – это космические ориентиры и сюда на плато Наско приземлялись космческие корабли. Сразу эту теорию подхватили Рэй Брэдбери и Эрих фон Дэникен. Многие знаменитые люди, которые поддерживают теорию внеземного происхождения человечества выступили за идею в том, что плато Наска это не что иное, как космодром. Тоже самое как храм Солнца и ворота Солнца на боливийской территории озера Титикака, равно как и Мескиканский Теночитлан. Лично мне в этой версии непонятно следующее, если уфологи так часто "видят" НЛО в виде современных кораблей — летающих тарелок с вертикальным взлётом, которые могут взлетать и садится где угодно, зачем вообще пришельцам были нужны взлётные полосы.
А вот и упомятнутая выше фигура паука.
В Австрии и Швейцарии существует некое общество альтруистов, которые ищут "белые пятна" на земле и пытаются разгадать загадки человечества. Эта группа совместно с перуанскими археологами обнаружили ещё одно плато в 20-30 километрах севернее плато Наска — плато Пальпа, на котором тоже были обнаружены похожие рисунки, только гораздо меньшего размера, но там есть «взлётная полоса» длиной 23 километра.
Фигура 136-метрового кондора не очень видна с высоты самолёта и приходится присматриваться.
Австрияки и швейцарцы финансируют съемку со спутников плато Пальпа, где были обнаружены 922 фигуры. Сейчас уже существуют проекты организовать «воздушные экскурсии» на плато Наска и на плато Пальпа.
Насканская спираль. Лабиринт — спираль во многих религиях – это запутанный путь в потусторонний мир, в загробную жизнь, в загробное царство.
Фигуры были открыты так поздно, потому что видны они лишь с воздуха, а с земли практически не различимы. Именно поэтому многие из фигур плато Наска «разрезало» знаменитое Пан-Американское шоссе. Когда его строили, никто не подозревал, что небольшие канавки в земле, окажутся рисунками, если посмотреть на них с воздуха.
200-метровый попугай – одна из самых интересных фигур на плато.
45-метровая фигура «Руки» и 70-метровая «Дерево» находятся в непосредственной близости от Пан-Американского шоссе. Их можно увидеть, поднявшись на специально построенную вышку.
29.
Колибри была символом плодородия культуры Наска, на плато этих птичек изображено целых пять.
Эти рисунки на современных туристических картах геоглифовов называются «звезда».
И вот облетев все вышеперечисленные рисунки, самолёт разворачивается и возвращается обратно на аэродром в Писко. Такими я увидел знаменитые фигуры Наска с самолёта и изложил ныне существующие версии их происхождения, а уж как там оно все происходило на самом деле каждый решает для себя сам, какая именно версия ему больше всего по душе, а возможно даже у кого-то будет и своя собственная версия. Теорий существует много, но доказательной ни одной. А может это все нарисовали сами перуанцы, с целью развития туризма в регионе, я пока летел обратно, решил было выдвинуть собственную версию линий Наска, но тактично об этом промолчал))).
А Наска — до сих пор одна из самых интересных загадок потрясающей страны Перу.