Продолжим экскурсию по Музею современной истории России. В заметке От Английского клуба до Музея современной истории России мы остановились на предреволюционном этапе. А в последующие годы Россию ждало много новых потрясений.
Одним из них была война с Японией 1904-1905 гг.. Целый зал музея посвящен ей.
В числе раритетных экспонатов — старинный боевой костюм самурая высшего сословия, меч, принадлежавший династии сегунов Токугава, которая правила Японией с 1603 по 1867 гг. Это подарок японского императора.
А это мундир ефрейтора и рубаха солдата — участников обороны Порт-Артура.
Особое место занимает комплекс, посвященный подвигу команд крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", которые в неравном поединке с японской эскадрой уничтожили свои корабли, но не сдались.
После окончания русско-японской войны в стране проводится Столыпинская аграрная реформа. Началась она в 1906 году, но считают, что провести её нужно было гораздо раньше.
Портрет военного министра России в 1898-1904 гг., командующего войсками в Маньчжурии А.Н. Куропаткина
Экспозиция "Россия в 1905-1916 гг." рассказывает об одном из самых драматичных периодов в истории России.
Значительный раздел её посвящен событиям Первой русской революции 1905-1907 гг. Здесь можно увидеть скульптуру И.Д. Шадра "Булыжник — оружие пролетариата", фотоаппарат фирмы "Hermagis" , которым П.А. Григорьев фотографировал митинги рабочих на реке Талке в мае-июне 1905 г., где проходили заседания первого Совета, модель броненосца "Князь Потемкин-Таврический".
В следующем разделе представлены экспонаты, характеризующие Первую мировую войну как первое из великих трагических событий, пережитых человечеством в XX столетии, а Россию — как одного из главных участников войны.
Очень эмоционально выглядит здесь большое фото "Солдаты России".
Представлены предметы вооружения и обмундирования русской армии и противника.
Много экспозиций посвящено Октябрьской революции и гражданской войне,
а затем и становлению советской власти. Это политика "военного коммунизма", демонстрируется много декретов власти и их результаты. Это фрагменты интерьеров "Черный рынок" и "Мешочник в вагоне поезда" воссоздают атмосферу тяжелого экономического положения в период Гражданской войны.
Материалы зала рассказывают и о периоде 1921-1929 гг., получившем название "новой экономической политики", которую большевики проводили с весны 1921 г.
Переходя из одного зала музея в другой, бросается в глаза несоответствие старинных росписей потолков, лепнины экспонатам нового музея: пулемёты, будённовки, красные звёзды.
Так описывает Гиляровский музей:" Тот же "портретный" зал. Только портреты другие. На стенах портреты и фотографии бойцов Октябрьской революции в Москве.
Зал переполнен. Наркомы, представители учреждений, рабочих организаций... Пальто, пиджаки, кожаные куртки, военные шинели... В первый раз за сто лет своего существования зал видит в числе почетных гостей женщин. Гости собираются группами около уголков и витрин — каждый находит свое, близкое ему по переживаниям.
Стены, увешанные оружием, обрамляющим фотографии последних московских боев, собрали современников во главе с наркомами... На фотографиях эпизодов узнают друг друга... Говорят...
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они."
Но, это отступление от темы.
А жизнь потихоньку налаживалась. В результате выполнения первых пятилетних планов, несмотря на все издержки и просчеты, СССР добился экономической независимости, вышел на 2-е место в мировом промышленном производстве.
Издавались журналы, снимались фильмы.
Но мирную жизнь прервала Великая Отечественная Война.
Ей посвящены два зала.
Разгромив нацистскую Германию и милитаристскую Японию Россия приступила к восстановлению мирной жизни и в первую очередь восстановлению промышленности.
В конце 50-х гг. значительно расширились международные культурные связи. В экспозиции представлен комплекс материалов, посвященный состоявшемуся в Москве в 1957 г. VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
И, конечно же, отражено освоение космоса.
В музее очень много экспозиций и охватить их все не представляется возможным. Дальше идёт история которую мы уже застали.