В середине 1295 года в великую империю Камбуджадешу, с посольской миссией,
прибыл китаец ЧЖОУ ДАГУАНЬ.
Сто пятьдесят лет назад, сильный и успешный король Камбуджадеши — Сурьяварман II,
установил дружеские отношения с Китаем, с тех пор сменилось много королей и нравов.
За визитом посла скрывалось задание тщательной разведки богатой, но начинающей
слабеть империи.
Догуань пробыл в Ангкоре целый год и записал не только обычаи и быт королей и народа,
но и кропотливо зафиксировал размеры некоторых храмов, их расположение на карте.
Особенно его интересовало наличие украшений виртуозных мастеров и золотых статуй в храмах, количество войска, боевых слонов и продовольственные запасы страны.
По прибытию в Китай, Чжоу Дагуань написал работу — "Записки об обычаях Камбоджи",
которая была опубликована в Париже только в 1789 году.
О руинах Ангкора первые сообщения стали поступать в Европу в XVI веке.
Первым европейцем, рассказавшем об Ангкоре, был португалец ДИЕГО де КОНТО.
В своем повествовании он описал, как король Камбоджи, случайно, натолкнулся на руины храмов
при охоте на слонов.
Автор опирался исключительно на рассказ капуцинского монаха, побывавшего в Ангкоре
приблизительно в 1585 году.
Ученые утверждают, что панель барельефа в храме Ангкор Ват была создана в 1546-1564г.
т.е. спустя более полутора веков после ухода кхмеров из Ангкора. Эта часть барельефа
была создана по приказу короля Анг Чана I , во время охоты обнаружившего в джунглях храмы.
Столица Камбоджи находилась тогда в Ловеке, довольно далеко от этого места.
Испанец МАРСЕЛО де РИБАДЕНЕЙРА опубликовал в 1601 году описание древнего города
Ангкора, возможно опираясь на этот же рассказ, так как, сам он там не был.
Путешествуя по Южному Вьетнаму и Камбодже, миссионер ШАРЛЬ БУЙЕВО,
доплыл на корабле, через озеро Тонлесап, до храмов Ангкора.
Его работа-описание храмов была опубликована в 1854 году.
Цитаты из его работы были обнаружены в дневниках естествоиспытателя Анри Муо, возможно,
тогда он загорелся идеей увидеть самому заброшенный город.
Французский натуралист АНРИ МУО, в сентябре 1858 года прибыл в Сиам.
Оттуда он отправился за своей мечтой, в джунгли Камбоджи — искать древний город-храм.
фото из инета
В своих дневниках Муо написал, что проводники покинули его и он заблудился в джунглях. Больной малярией, он почти умирал, когда среди деревьев увидел огромные каменные
дворцы.
Он вышел к ним и был подобран буддийскими монахами, жившими в храме.
Они вылечили его. Осталась такая запись в дневнике: " Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке.
Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь
на удовольствия и удобства цивилизованного мира".
Там он сделал измерения и описание величественного Ангкор Вата.
О расположении и количестве других храмов он не имел представления.
В апреле 1860 года он вернулся из путешествия и умер в Лаосе от малярии в 1861 году.
Его дневник путешествия издан в 1864 году.
Вдохновленный изданными рассказами Анри Муо, летом 1866 года, художник ДЕЛАПОРТ
посетил Ангкор и сделал гравюры храмов с натуры. Это единственное свидетельство
состояния храмов в середине XIX века.
Первые фотографии Ангкора с воздуха, были сделаны в 1930 году, русским путешественником
и топографом ВИКТОРОМ ГОЛУБЕВЫМ. С помощью этих снимков были сделаны более
точные карты храмового комплекса, макеты, а также обнаружены затерянные и дальние храмы.
Кто открыл Ангкор?
Буддийские монахи служили там всегда, и по сей день, они молятся в Ангкор Вате.
Над древнем храмом звучат их мантры.
Ангкор продолжает хранить тайны, доверенные ему тысячу лет назад...
Фото Анри Муо из Википедии. Фото гравюр из книг о Камбодже.