Со Святого места начались наши совместные путешествия в составе группы собратьев по духу. К нам с подругой примкнул еще и Вадим. На заводской базе по чистой случайности, я выиграла у него «турнир» по настольному теннису. Игрок, признаться, я не великий в эту игру. Просто так получилось. И его не покидало желание взять реванш. Мимо развалин современных городов и предприятий Донецкой области дорога бежит к одной из святынь.
Святого́рская Успе́нская ла́вра (Свято́-Успе́нская Святого́рская Ла́вра) — православный монастырь Украинской Православной Церкви в Святогорске (Донецкая область). Монастырь на высоком меловом правом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах). События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.
Учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине (после Киево-Печерской и Почаевской) Лаврой.
В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле». Также монастырь описывается в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Святые горы». Монастырю посвящено стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Святые горы». Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы».
Утро нас встретило приветливым солнышком. Дамы облачились в набедренные повязки и платки. Через мостик пошли к утренней службе. От довольно таки долгового и не совсем удобного сидения чувствовался дискомфорт в спине и ногах. Я выбралась на улицу.
Утренние лучи солнца умывались в водах прудика; словно в зеркало прихорашивались ивы, дубы и тополя. Тишина. Побродив по берегу, возвращаюсь в автобус. Места нет. На наших местах сладко спали Олеся и Вадим. Ладно, пойду гулять далее. Дорога ведет под горку. Поднимаюсь.
Мимо зеленых берегов неспешно несет воды Северский Донец. Через речку перекинут живописный мостик.
На противоположном берегу удобно разместилась красавица-Лавра.
Мой взор останавливается на белоснежной памятнике на горе. Довольно таки страшный.
Возвращаюсь к автобусу. Мои друзья уже проснулись. Вернулись с утренней службы остальные. Показываю им фотки. Вадим был здесь уже не впервой. На своем фотоаппарате он увеличил памятник. Да простят меня почитатели революционера Сергеева (партийная кличка Артем), но облик его явно не слишком революционный. Скорее, на гопника смахивает. В народе сие скульптурное творение и вообще «фантомасом» кличут.
Мы решили перекусить на свежем воздухе. После облачились с Олесей в набедренные повязки и косынки, вот придумали Православные –то? Ладно, со своим уставом в чужой монастырь не лезу. Теперь и она делает красивые фото с моста на зеленые берега и Лавру.
На сегодня отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Затем идем в Музей истории Святогорской Лавры.
И местный зооуголок.
После осмотра внешних помещений спускаемся под землю.
Идем примерно с километр наверх мимо молебен, келий, залов. Со стен древних пещер стерты раны богоборческой эпохи, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Уже когда выбрались к этой верхней церкви я почувствовала легкое недомогание. Найдя поддержку в виде руки Вадима, пришлось выйти. На воздухе стало легче. Друг начал подшучивать, что такое бывает. С грешниками… Я предположила, что в инциденте есть доля вины грехов, но большинство из-за клаустрофобии.
На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в Харьковско-Изюмском стиле украинской архитектуры. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленимы окошками. Очевидно пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала ее украшением. Как в других украинских церквях, ее купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем церкви возвышается пирамидальная баня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) бани.
Настоящим памятником деревянного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.
После чего через рынок мимо мемориала подходим к памятнику Артему.
Памятник не шедевр, но виды с его горы просто восхитительны!
Дорога идет вниз. Мел здесь просто можно отковырять от скал. Поэтому всюду надписи о пребывании кого-то, объяснение в своих чувствах и рисунки.
Чуть далее церкви источник, где можно утолить жажду вкусной водичкой.