Речь в этом посте пойдет не об известных достопримечательностях Парижа, а об особенностях и необычных деталях города.
Навороты.
Навороченность Парижа началась уже в поезде. Мы ехали из Милана, покупали билеты на поезд Милан-Париж через сайт tvg-Europe.com. Поезд сразу порадовал: чистый, красивый, сиденья мягкие и удобные.
Увидев у соседа включенный надкресельный свет, мы тоже захотели себе яркости, и стали искать кнопки по его включению. Однако, никаких кнопочек и рычажков обнаружено не было даже под креслом, было лишь одно сенсорное углубление, но лампочка предательски не загоралась, а лишь мигала. Нам было настолько весело и интересно разгадывать эту тайну включения света, что даже самые спокойные люди в мире — буддисты, сидевшие впереди, стали на нас оборачиваться. Но свет так и не зажегся. До сих пор тешу себя надеждой, это не мы настолько «дремучие», а попросту выключатель там был сломан.
В туалете поезда тоже всё в сенсорных панелях, вода из крана и слив работают только во время быстрого движения поезда, и чтобы выйти из него приличным человеком, пришлось ждать разгона.
Про сенсорные туалеты Парижа вообще отдельное слово. В центре города можно встретить бесплатные туалетные кабинки. Около них всегда большая очередь. Стали, ждем. Открывается автоматическая дверь, выходит человек, туалет пустует, однако, в него никто не заходит. Мы уж стали ломиться, но тут французы стали возмущаться на «нагловатых русских» и показывать на красную лампочку, загоревшуюся у входа. Дверь медленно закрылась, внутри кабинки послышалось журчание и шипение. Спустя две минуты дверь открылась, загорелась зеленая лампочка, и вошел следующий человек. После его выхода, все повторилось. Когда очередь дошла до меня, и я оказалась в этой «волшебной комнате», чувство, меня посетившее, смущением легко назвать. Во-первых, унитаз стоит прямо напротив автоматической двери, и страх ее случайного открытия чувствуется все время нахождения внутри. Слива нет, точнее есть, но он происходит после закрытия дверей, когда ты уже вышел, поэтому очередь, стоящая у дверей, сразу видит, зачем и как ты туда ходил. Внутри есть раковина, и, захотев помыть руки, я не нашла никаких даже намеков на кран, помахав руками у панели над раковиной, услышала лишь непонятную автоматическую фразу на французском языке. Процесс выливания воды из-под крана так и остался загадкой. В общем, наши биотуалеты за 25 рублей с бабульками-кассирами, куда приятнее))
Жители.
Кто жалуется на интернациональную Москву, поезжайте в Париж. Такого разнообразия и обилия национальностей я, пожалуй, не видела нигде. Выходя на станции метро у Монмартра, мы были единственными (!!) белыми людьми на станции. Ньюйоркский Гарлем отдыхает)
В то же время истинные парижане весьма интеллигентные и доброжелательные люди. Но почти никто не говорит по-английски. Как-то мы спросили у проходящей мимо женщины, где находится вход в метро. Всего лишь вход, больше ничего. Она остановилась, озадачилась, стала отвечать что-то на французском, затем видимо решила, что нам нужна карта метро, достала карту, подарила нам, спросила нужную станцию, в общем, мы ей пытаемся сказать, что не надо больше ничего, а она нам тут уже и билеты подарила, и стала провожать до метро, по пути указывая, как нам добраться до станции. Хорошо, что ей надо было ехать в противоположную сторону, мы наконец отблагодарили ее и вроде как разошлись. На платформе мы что-то замешкались и остановились, а не пошли дальше к нужному переходу. Гляжу, наша знакомая стоит напротив через пути и машет нам. Я говорю: «Жень, смотри, та женщина даже машет на прощание, махни ей тоже!» Женька машет в ответ, а та все не унимается. Только потом до нас дошло, что она не просто ручкой махала, а показывала, что нам надо идти дальше на переход. Чувствую, как она потом всем рассказывала, каких тупых туристов повстречала. Наверное, все-таки надо выучить французский.
А наши соотечественники и выходцы из стран бывшего СССР, которые уже долго проживают во Франции, видимо так скучают по Родине, что, только услышав русскую речь, готовы сделать для тебя что угодно. Причем неважно, что ты из Москвы, а он из Грузии, главное, по-русски говоришь. Еще в первый день , завтракали в кафе столиком на улице, и мимо проходивший мужчина, услышав наш разговор, расплылся в улыбке: «Парле ву рус?» Оказалось, что это армянский эмигрант, 20 лет живущий в Париже. Моментально материализовался его друг, и они готовы были показать нам весь Париж и его окрестности, подарить любые вещи из собственного магазина и устроить нам незабываемые «французские дни». Когда мы им вежливо отказали, на лицах читалось такое разочарование, как-будто мы предали Родину.
Другой круглолицый киевлянин, давно приехавший в Париж по рабочим делам, сразу стал нас звать в гости на пельмени. Ага, специально приехали в Париж, чтоб поехать есть украинские пельмени. Но, согласитесь, приятно, что, все-таки, русские любят земляков.
Стрит-арт и варварство.
Поразительно, но абсолютно все фургоны в городе разукрашены граффити, причем не какие-нибудь красивые изображения, а беспорядочно написанные теги (надписи шрифтами, используемые граффитчиками), не носящие никакого смыслового и эстетического характера. Явно их делают украдкой и не с согласия владельцев фургонов. То ли это такой вид протеста, то ли мода, но красоты никакой. Я достаточно люблю стрит-арт и интересуюсь творчеством уличных художников, но граффити на фургонах иначе как варварством не назовешь.
В тоже время на улицах города и в туннелях метро много достойных и интересных граффити.
Все витрины магазинов поздно вечером и на выходные закрывают железными щитами, выглядит это все немного дико, как город в время оккупации, особенно ночью. Иногда в центре можно встретить обгоревшие «скелеты» машин.
Уличные артисты.
Уличное импровизированное шоу не является отличительной чертой Парижа, подобное я встречала во многих городах Европы, но все равно хотелось бы его отметить. Прогуливаясь недалеко от Эйфелевой башни, мы услышали зазывные крики молодых ребят, которые быстро собрали вокруг себя толпу. Началось представление, парни танцевали, шутили, показывали юмористические сценки, в общем, веселили народ вовсю, причем даже не понимая ни слова, мне было интересно и радостно на них смотреть. Особенно на фоне Эйфелевой башни. После окончания шоу, ребята быстро собрали в шляпы монеты зрителей и разошлись. Впечатление прекрасное, странно, почему в России такое редко практикуют.
И мимы, потрясающие мимы, они неподвижно стоят в разных частях города, иногда их можно принять за памятники.
Конечно, это не все отличительные черты Парижа, в этот удивительный город можно возвращаться снова и снова, и каждый раз открывать для себя что-то новое.