При планировании "большого российского путешествия" вопрос — ехать в Кириллов или нет, вообще не стоял. Кто же не слышал о Кирилло-Белозерском монастыре! По понятным причинам города Кириллов и Белозерск стояли у нас в графике парой. Ну а некоторая стеснённость во времени обусловила распределение посещений так: вечер первого дня на первый, а утро следующего на второй. И ночевать мы решили в Белозерске (об этом и о городе читайте здесь Белозерск: город контрастов.), что можно посчитать за стратегическую ошибку. Так что тем, кто собирается в эти края, можно рекомендовать подумать о том, чтобы на ночлег расположиться, всё-таки, в Кириллове. Если вы располагаете временем, то можно добавить в план путешествия ещё и Ферапонтово, где расположен один из известных монастырей. У нас, увы, в этот раз заехать туда не получилось. Поэтому мы лишь сфотографировались со скульптурной группой рядом с одной из отвороток туда.
Итак, под вечер мы прибыли в Кириллов. История города богата и интересна, что неудивительно — с 14 века много воды утекло. Сам по себе город небольшой, но обладает в полной мере той неповторимой харизмой, что присуща всем малым старинным городам России. Кириллов заслуживает того, чтобы осмотреть его более внимательно, но нам на тот момент показалось, что вполне достаточно будет ограничиться осмотром собственно монастыря. Поэтому и расскажу только о том, что видели. Стрелки часов подобрались к цифре 6, когда навигатор бодрым голосом извести нам о том, что мы достигли конечного пункта. Иными словами, мы оказались у стен монастыря. Но осознали это не сразу, ожидая увидеть нечто более значительное и монументальное. Воображение рисовало мощные стены, яркие краски и что-то разэтакое. На деле всё было меньше и проще. И мы даже переспросили у прохожей туда ли попали. Оказалось, что туда. Небольшое количество народа вокруг наводило на мысль, что мы, хоть и попали куда надо, да опоздали. В общем, экспозиции (которые показались достаточно интересными) были уже закрыты, но погулять по территории ещё пару часов было можно. Ужинать мы тоже не решились — как-то не внушили доверия точки общепита в стенах.
Оставив машину на парковке, пошли в монастырь. Слева от входа увидели собор Казанской иконы Божией Матери (1823 г.). Храм в ужасном состоянии, но сколько их таких по России! Так что мы уже научились видеть красоту сквозь ветошь запустения. А ведь это самая ранняя приходская церковь Кириллова по времени возникновения, упоминается с 1668 г., когда она была ещё деревянной. Здесь совершались венчания и требы, выполнение которых невозможно было осуществить в монастыре. У собора располагалась главная площадь города, где проходили ярмарки. В тридцатых годах 20 века собор был закрыт и колокольня разрушена. Старожилы вспоминают, как шпиль с помощью тросов сдернул трактор, а колокола еще раньше увезли на переплавку. Тем не менее, собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресениям шумели базары.В советское время в здании собора размещался винный цех. Возродившаяся община Кириллова первым делом добилась выведения винного производства из храма, полуразрушенное здание было передано общине. Однако средств на капитальный ремонт собора нет. За оградой собора стоит небольшой домик и начинаются стены монастыря. В 1397 году с приходом на Сиверское озеро московского монаха Кирилла, было основано поселение, выросшее вокруг созданной им обители — Кирилло-Белозерского мужского монастыря. Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. Со времен преемника Кирилла игумена Трифона Кирилло-Белозерский монастырь находился в милости у московских правителей. В 1528 году Василий III с женой Еленой Глинской приезжают Кирилов-Белозерский монастырь молить о наследнике — в результате родился Иван Грозный, который сам трижды бывал в Кириллове, пожертвовал огромную сумму денег Кирилло-Белозерскому монастырю, а под конец жизни даже постригся в нем в монахи. Вот такую информацию прочитали на Википедии и других специализированных сайтах.
Тем, кто едет сюда впервые, настоятельно рекомендую ознакомиться с планом монастыря заранее. Это очень поможет ориентироваться. А нам расположение построек в монастыре (соответственно система дорожек и проходов) показалась несколько путаной. Да и потом при разборе фотоархива пришлось посидеть, сверяясь со схемой.
Сегодня комплекс монастыря — это Большой Успенский монастырь и Малый Ивановский монастырь, которые заключены в стены с башнями (Новый город).
Стены монастыря (Новый город), Вологодская башня (1656 г) — первая среди построенных. Обилием декора она более других напоминает укрепления Троице-Сергиева монастыря.
Мы же входим на территорию Нового города через Казанскую башню. Далее попадаем на аллею, которая ведёт ко входу в Большой Успенский монастырь, а по обеим сторонам от неё открываются виды на стены (по которым можно походить днём), башни и лужайки Нового города.
Московская башня (1660) и Казанская башня (1659) (справа). Ведутся работы по облагораживанию территории. Пока тут нет ещё ничего интересного с точки зрения ландшафтного дизайна.
Недалеко от этого места можно найти фрагменты Солодешной палаты (1570 г). Мы даже думали, что строение на снимке и есть она, но ошиблись.
Монашеские кельи (Братский корпус), конец 17 — начало 18 века. Заметьте, какие укрепления! На переднем плане цветник теперь:)
Святые ворота (1523г) с надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572г), сооруженнаясна вклад сыновей Ивана Грозного царевичей Ивана и Федора. Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых Иоанна Лествичника и Федора Стратилата.
За простирающимися почти на 2 км мощными монастырскими стенами расположен целый город, состоящий из 12 церквей, ряда жилых и хозяйственных построек.
Слева направо: Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор (1497 г.)) с приделами — церквями: великого князя Владимира Равноапостольного (1554), епископа Епифания Кипрского (1645), игумена Кирилла Белозерского 91780); Церковь Гавриила Архангела (между 1531 и 1534); Колокольня (1757—1761); Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1519) и трапезная палата.
Успенский собор (1497) и церковь (вход) преподобного Кирилла Белозерского (1585). Церковь преподобного Кирилла Белозерского — это небольшая церковь-придел примыкающая с запада к Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Ранняя церковь 1585 года была копией церкви равноапостольного великого князя Владимира. Однако в XVIII веке за ветхостью церковь была разобрана и на её месте построена новая в стиле барокко. Она, безусловно, является самым чужеродным элементом всего монастыря. Действующая церковь, открыта для посещения.
Колокольня (выдержана в формах провинциального северно-русского барокко) и церковь Гавриила Архангела (построена Василием III в благодарность за рождение у него сына — Ивана Грозного).
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня. Большой Успенский монастырь. 1595 г. Во вратах же расположены и палаты хозяйственного назначения. Через них можно выйти к Сиверскому озеру.
Проход к Сиверскому озеру в Водяных вратах. Немного кажется низковатым, но там так интересно ходить!
Озеро Сиверское, на котором стоит Кирилло-Белозерский монастырь. Очень красивое и большое! К сожалению, хмуроватый вечер не дал возможности увидеть яркого заката.
Больничная церковь Евфимия Великого (1653) и Духовное училище (справа) — лекарский комплекс. Церковь- единственный шатровый храм монастыря.
Церковь Кирилла Белозерского. Помимо красивых церквей, в монастыре действуют интереснейшие экспозиции, очень жалели, что осмотреть не удастся, так как был вечер.
Далее попадаем к Малому Иванову монастырю. Вход туда разрешён только с благословения, так что глянули снаружи.
Слева направо: Каменные сени над часовней и крестом преподобного Кирилла ( начало 19 в) , церковь Иоанна Предтечи (1531 и 1534), церковь Сергия Радонежского (1560-1594). Это малый Иванов монастырь.