Мы совершили множество многокилометровых прогулок по различным районам города на Неве. Очередная прогулка будет немного необычной. Она пройдет по почти круговому маршруту по границе нашего города на разных этапах его истории.
Еще в начале XVIII века были учреждены контрольные пункты на главных дорогах при въезде в С-Петербург с заграждениями и караулом. На них осуществлялась проверка грузов, багажа и документов въезжающих в С-Петербург и покидающих его, взимание пошлин и прочие таможенные формальности. Это было сделано с целью отлова беглых крепостных и солдат. При каждой заставе была гаупвахта — здание для размещения воинского караула; дорога у заставы была перегорожена шлагбаумом и рогатками. В 1858 г шлагбаумы и рогатки ликвидировали, но название Средняя Рогатка осталось в топонимике города в память об одной из застав на Московском тракте. Первая застава новой российской столицы находилась вот здесь (рядом с современной станцией метро "Лиговский проспект")
Въезд в С-Петербург с севера охраняли Сестрорецкая застава (в Старой Деревне) и Выборгская застава (у Поклонной горы)
На дороге из С-Петербурга в Мурино стояла Муринская застава (сейчас там парк Лесотехнической Академии). Костыльская застава (на Васильевском острове) и Охтинская застава на правом берегу Невы (возле бывшей деревни Клочки) контролировали грузы и пассажиров, прибывающие в столицу Российской империи водным путем. На проложенном в 1730-х годах Шлиссельбургском тракте находилась Невская застава (на левом берегу Невы, рядом с Александро-Невской лаврой).
Сразу за Невской заставой С-Петербург менял свой парадно-помпезный имидж и превращался в затрапезный российский городок с деревянными домами, закопченными трубами заводов, немощеными дорогами и непролазной грязью, особенно во время осенней и весенней распутицы. Роль канализации почти до 20-х годов ХХ века здесь исполняли сточные канавы, прорытые вдоль улиц. Можно себе представить, какая здесь стояла вонь, особенно летом. Конка на Шлиссельбургском тракте появилась лишь в 80-х годах XIX века, а десятилетие спустя, по тракту пустили "паровичок". Это о нем писала А.Ахматова:
"Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой"
"Скорбящая" — это церковь возле Стеклянного завода, взорванная большевиками в 1932 г.
В 1740-х годах застава, стоящая на Лиговском проспекте, у Разъезжей улицы, была перенесена на пересечение Лиговского канала (ныне Лиговский проспект) с Московским трактом. По этой дороге императорская семья проезжала в свои загородные дворцы к югу от С-Петербурга (Павловск, Гатчина и Царское Село). Поэтому на Московском тракте было аж три заставы. Ближайшая к городу находилась здесь, — на нынешней площади Московских ворот.
Надписи на Московских воротах можно было бы сегодня продолжить названиями нынешних "горячих точек", где современная Россия проводит "усмирительные операции"
Ворота появились в 1838 г. Как и за Невской заставой, за Московской городская цивилизация заканчивалась и начиналась непролазная грязь и полудеревенская (в основном, деревянная) провинциальная застройка. В общем то, все рабочие окраины российской столицы выглядели одинаково непрезентабельно.
В конце XIX века район за Московской заставой приютил питерских старообрядцев. На нынешней улице Коли Томчака находился женский скит Федосеевской общины с богадельней и школой. Здесь же недалеко находится запущенное старообрядческое кладбище.
В годы советской власти убогая рабочая окраина стала помпезным Московским районом — архитектурным музеем сталинского ампира.
Знаменита Московская застава и самой крупной за всю историю трамвайного движения в нашем городе аварией с участием трамвая. Это случилось 1 декабря 1930 г около 8 часов утра.Трамвай следовал по Московскому (тогда Международному) проспекту в сторону завода "Электросила". Вот в этом месте, недалеко от Московских ворот, Московский проспект в те времена пересекала линия железной дороги.
Вагоновожатый Савельев решил проскочить перед составом грузовых вагонов, который осаживали назад через Московский проспект, но не успел, и набитый людьми трамвай (люди ехали на работу) столкнулся с груженым железнодорожным составом.
Вагон поезда опрокинул трамвай и раздавил своей тяжестью.
В результате аварии погибли 28 человек, восемь человек получили тяжелые травмы. Вагоновожатый, как ни странно, остался жив, и, в ходе судебного разбирательства получил 10 лет тюрьмы вместе с дежурной по переезду Борисовой, сцепщиком Орловым, начальником 41-го околотка Зеваевым и рядом должностных лиц, регулирующих в то время трамвайное движение в Ленинграде. Надо сказать, что в те годы правления грозного товарища Сталина в службе движения общественного транспорта Ленинграда творился жуткий бардак. Пьянство, прогулы, всевозможные нарушения техники безопасности на транспорте были обычным явлением. Об этом в то время писали все ленинградские газеты.
В годы Великой Отечественной войны район Московской заставы подвергался интенсивным бомбардировкам и обстрелам, — знаменитые Бадаевские склады отсюда совсем близко.
Вторая от города застава на Московском тракте располагалась между первой (у Московских ворот) и третьей (у подножия Пулковских высот, на современном выезде из С-Петербурга). Поэтому называлась она Средней Рогаткой. От ее старинного облика практически ничего не осталось. На месте мемориала защитникам Ленинграда, возведенного в 70-е годы ХХ века,стоял каменный путевой дворец Елизаветы Петровны. В 30-е годы XIX века в нем была гостиница с рестораном, а затем фабрика красок. В 1925 г здание сильно пострадало от пожара. Оно пережило обстрелы и бомбежки во время блокады Ленинграда, — Средняя Рогатка оказалась в непосредственной близости от линии фронта. Но дворец снесли при постройке этого мемориала.
В XVIII веке где-то в этом месте
стоял и деревянный одноэтажный дворец для Екатерины I, построенный еще в 1714 г.В 40-е годы XVIII века он был полностью перестроен. В его оформление входили фрагменты конфискованного дома Миниха на Васильевском острове.
Ну, а замкнем мы нашу почти круговую прогулку по петербургским заставам на въезде в город со стороны Нарвы. Здесь находилась Нарвская застава. Изначально она располагалась вот здесь, на реке Фонтанке, где в XVIII веке проходила граница С-Петербурга.
С ростом города Нарвскую заставу перенесли за Обводный канал
Стояла застава тоже на весьма "ответственной" дороге, по которой царская семья и множество придворных аристократов проезжали из столицы в свои загородные имения, находящиеся вдоль Петергофской дороги. Эта застава видела, пожалуй, даже больше роскошных экипажей и умопомрачительно дорогих, породистых лошадей, чем заставы по Московскому тракту. К концу XIX века берега Обводного канала были застроены предприятиями и доходными домами для малоимущих съемщиков.
А дальше на юго-запад от С-Петербурга, в районах Автово и Лигово еще долго сохранялись дачные поселки. Сейчас эти территории давно уже заняты городской застройкой.
Помимо дач в районе за Нарвской заставой было множество огородных хозяйств. Их владельцы арендовали землю и снабжали овощами и зеленью весь С-Петербург. Особенно богатым огородником был в XIX веке Аврамий Ушаков — выходец из ярославских крестьян. В его парниках и теплицах выращивались даже экзотические для наших мест арбузы и дыни, а на сезонные работы к Ушакову приходили не крестьяне не только из столичной губернии, но и из более отдаленных краев. На свои деньги Ушаков устроил за Нарвской заставой больницу, училище для крестьян и приют для малолетних девочек. Нынешняя улица Зои Космодемьянской носила раньше имя этого предпринимателя.
Петергофская дорога проходит вдоль Финского залива. Он разделяет Сестрорецкую заставу в Старой деревне (начало нашего путешествия) и Нарвскую заставу, охранявшую дорогу на Петергоф. Таким образом, мы замкнули наш круговой маршрут по заставам С-Петербурга