Утром отправились на остановку микроавтобусов, до которой нас любезно сопроводил владелец геста. Заняли, как обычно, передние места. Непальцы такой низкорослый народец, что места для ног в транспорте постоянно не хватало. В любом общественном транспорте в Непале, будь то рейсовый джип, автобус или микробас, есть парнишка-помощник водителя. Не знаю, как его и обозначить – может, билетёр. Хотя обязанностей у него много – он не только собирает деньги, но и высовывается на ходу на скорости из распахнутой входной двери и кричит прохожим пункт назначения, чтоб те бежали на посадку, если им по пути. Или он просто высовывается из этой двери, повисает над дорожным полотном на одной руке и ноге и подставляет тело ветру, типа ему жарко! Иногда можно наблюдать натуральные цирковые трюки в исполнении этого субъекта! Он словно мартышка выделывает выкрутасы, полностью высунувшись из несущегося автобуса и держась за поручень одной лишь рукой! А так же этот человек очень часто хлопает ладошами по корпусу автобуса, харкает, кричит и иногда поёт.
Этот микроавтобус не на шутку гнал по горным серпантинам. К счастью, дорога Покхара-Катманду была асфальтированная и особого дискомфорта нам не доставила. За шесть часов мы доехали до столицы Непала.
Мы любили танцевать
Босиком на битом стекле,
Умели плавать в соляной кислоте
И ходить по тонкому льду
В своём родном Катманду.
Крематорий «Катманду»
Несмотря на эти слова, в Катманду всё было не таким, как в России. Левостороннее движение, тибетский буддизм, смешанный с индуизмом, и где пролегала их граница, было не ясно, расположение улиц и домов, транспорт – всё другое.
В Катманду было холоднее, чем в Покхаре, шумно, пыльно и суматошно. Но, конечно, не сравнится с Индией. Заселились мы в Тамеле, туристическом районе в центре Катманду. У нас было два полных дня на этот город. Мы планировали посетить два буддийских священных места – ступу Боднатх и святилище Сваямбхунатх, а так же съездить в местечко Намо-Будда, что в 20 км от Катманду.
Вечером мы просто гуляли. В Тамеле огромное множество магазинчиков и лавок, где можно купить буквально всё, что касается Непала и Гималаев. Это и туристическое снаряжение, и статуэтки, и карты, и благовония, словом всё, что душе угодно. Ассортимент товаров мне понравился куда больше, чем на Мэйн-Базаре в Дели. Так же здесь продавались полюбившиеся мне танки.
Танка — в тибетском изобразительном искусстве картина, преимущественно религиозного характера, выполненная клеевыми красками или отпечатаная на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.
По форме танка восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется «зеркало» Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто выполняет группа художников. Танка создавалась или в строгом соответствии с иконографическим текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.
Объекты изображения на танка — Будда Шакьямуни, другие Будды и Боддхисатвы, буддийские иерархи, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Танки выполняются всегда вручную, при этом художник начитывает определенные мантры, как правило связанные с Божеством на танке. В Тамеле мы нашли потрясающую кафешку, где еду готовили быстро даже по европейским меркам. Она была вкусная и недорогая, поэтому в этом месте мы и питались все четыре дня.
В один из дней ездили в Намо Будда. Еще в Москве я читал, что это буддийское место находится всего в 20 км от Катманду и его стоит посетить за его тишину и красоту. На дорогу до туда мы планировали потратить часа два в оба конца, или максимум три. Но Непал распорядился иначе, и на посещение Намо Будды у нас ушел целый день! Сперва выяснилось, что ехать туда нужно с пересадкой, потом оказалось, что маршрут второго автобуса, пролегает снова по крутым серпантинам, лишенным асфальта! В очередной раз мы прошли «круги ада»! Путь от Катманду до Намо Будды занял у нас несколько часов к ряду!
Намо Будда – одна из трёх главных ступ Долины Катманду. Находится в юго-восточном направлении от Катманду. Посвящено это место Махасаттве – предыдущему воплощению Будды Шакьямуни.
Во многих священных текстах буддизма Махасаттва считается одним из предыдущих воплощений Будды Шакьямуни. Он был самым младшим сыном царя Махаратхи. Однажды, когда они c братьями прогуливались по лесу, они увидели тигрицу с недавно родившимися тигрятами. Она была так голодна, что едва ли могла двигаться. Три принца пошли дальше, но Махасаттва решил вернуться, взял, и отрезал кусок своей плоти, чтобы накормить голодную тигрицу. Когда же его братья вернулись за ним, они нашли только кости и волосы. И ступа была построена на этих останках.
От Ступы на небольшом холме находится то место, где, как считается, Будда пожертвовал своей плотью. Чуть подальше находится небольшая ступа, которая обозначает логово тигрицы. Там, паломники ложатся на землю, как акт пожертвования тела, а на ветках весят волосы и кусочки ткани. Местные жители называют это место «Намо Будда», (что буквально означает «почтение перед Буддой»). Так как это место действительно было населено тиграми, местные жители предпочитали не упоминать слово «тигр» в названии, и, чтобы себя защитить себя, они привыкли называть его «Намо Будда».
Намо Будда располагался в горах, с него открывались панорамы на гималайские предгорья. Здесь располагался крупный монастырь линии Карма-Кагью тибетского буддизма, несколько ступ и множество молитвенных флажков лунг-та. В этом месте приятно отдыхать после шумного Катманду. Но нам оно не очень понравилось. Даже описывать его подробно нет желания. Потраченного дня оно точно не стоило. Возможно, мы просто устали от путешествий.
Лишь в затемно мы вернулись в Катманду. Прошлись по местному нетуристическому рынку Ассам, погуляли в Тамеле. Сегодня мы очень устали.
Сегодня с самого раннего утра отправились самую большую в мире буддийскую ступу Боднатх. Боднатх— буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале и населённый пункт вокруг него. В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений. Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.
Ступа представляет собой пространственную мандалу. Её основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо. Глаза на ступе символизируют Вечное Сознание.
Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух. Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.
К слову сказать, в известном фильме режиссёра Бертолуччи «Маленький Будда» одна из центральных сцен происходит у ступы Боднатх.
Ступа действительно огромна! На все четыре стороны она смотрит глазами «Ади Будды» — изначального Будды. Эти же глаза часто ассоциируются с духовным символом Непала. Мы сделали обход ступы, раскручивая молитвенные барабаны, после чего поднялись на верхний ярус. Люди здесь почти не ходили, было тише и спокойнее, чем снизу. Место очень благодатное, форма мандалы, в виде которой была построена ступа, делала своё энергетическое дело.
Но место это было туристическим, очень популярным. Вокруг ступы кружили толпы монахов, монахинь, паломников и просто туристов. Много белых и, как всегда, китайцев. Иногда возникало ощущение, что китайцы проникли везде, где бы мы ни были. Я уверен, что, даже взобравшись на Эверест, можно встретить там толпу из китайцев, резво фотографирующихся на фоне гор.
После ступы мы позавтракали и отправились к себе в Тамель. Желания смотреть остальные достопримечательности непальской столицы не было, к тому же завтра утром нам предстоял перелёт в Дели.
Дели встретило очень тёплой погодой и непередаваемым ароматом Индии. Привет, старушка Индия, мы снова в твоих цепких объятиях.
Сегодня мы гуляли по Мэйн-Базару и вообще по Дели. Последние часы нам оставалось «наслаждаться» непередаваемым ароматом мусора, благовоний, еды, специй, экскрементов, дыма, костров и выхлопных газов. Вкушать изысканные индийские блюда, испорченные специями так, что можно было прожечь тарелку. Последние мгновения мы утопали в непрерывном потоке транспортных сигналов и галдежа индусов. В последний раз в этом путешествии с ветерком прокатились на моторикше, выслушали миллионы навязчивых вопросов, типа как дела, откуда мы, супруги ли мы, что мы тут делаем и т п. Понаблюдали очередные литры красной слюны, извергающиеся из индуских ротовых полостей… Индия, мы с тобой прощаемся…
Мы летели в Москву разными рейсами: Шами «Эмиратами» через Дубай завтра утром, ну а я прямым «Аэрофлотом» ночью.
В два часа пополуночи я уже шел по чистейшим коврам аэропорта Индира Ганди, чтобы совершить посадку на борт 330-го Аэробуса и услышать в нём родную русскую речь, очень непривычную после длинного путешествия по Азии. А уже поздним утром я вдыхал морозный московский воздух. Вот и завершилось путешествие.
… Навет — не помеха, покуда есть Вера!
Стена — не преграда для тех, кто в пути.
И окрик — не сила, и выстрел — не мера,
Когда тебе солнце шепнуло: "Лети!" …
Константин Кинчев "Кибитка"