Когда-то давным-давно Гент был столицей всей Фландрии и являлся вторым, после Парижа, крупнейшим городом в Старом Свете. Впрочем, о существовании Нового мало кто к тому времени догадывался. Поговаривали, что жил один итальянский мореплаватель в Испаниии и, якобы, он знал дорогу туда, но всё время не хватало ему денег на поездку. Увы, с путешественниками иногда такое случается. Золото было, но только у сильных мира сего. Те, в свою очередь, не очень то и спешили раздавать его всякому встречному под разные сомнительные проекты.
Вот, например вложить деньги в церковь или искусство — это пожалуйста и сколько угодно. Именно так поступил крупный зерноторговец из Гента Йодукус Вейдт, поручив художнику Хуберту ван Эйку написать алтарь для своей семейной капеллы в местном соборе Св. Бавона. Работа была трудной и много сил отняла у мастера. Увы, ему так и не суждено было увидеть алтарь во всём его великолепии. После смерти работу закончил его брат Ян ван Эйк. Шестого мая 1432 года Гентский алтарь освятили и началась его бурная жизнь.
В XVI веке его пытались продать английской королеве, а во времена Великой французкой революции часть его попала в Париж. Алтарь делили и продавали, спасали от пожаров и прятали от оккупантов и вновь — похищали. Лишь к 1946-ому году удалось всё собрать и вернуть алтарь на родину.
Сегодня "Поклонение Агнеца Божьего", а именно так называется величайшее творение фламандской живописи, находится в специальной капелле собора Св. Бавона в Генте. Поломники из Старого и Нового Света постоянно пребывают сюда, что бы насладиться этим шедевром. Недаром, на обратной стороне одной из створок алтаря рукою Яна ван Эйка написано: "Восхищайтесь тому, что для вас сделано".
Наше поломничество к гентской святыне началось с железнодорожного вокзала, куда рано утром мы прибыли из Брюсселя. Небольшая прогулка по городу, знакомство с неуказанными в туристических справочниках достопримечательностями
![](/static/_cmn/spacer.gif)
Сторожевая башня Белфорт, построенная между XIII и XIV веками, служила Генту хранилищем ценных бумаг. Важные привилегии и документы берегли горожане в тайных комнатах и за семью замками. Вернее, за восемнадцатью — именно столько, по числу городских гильдий, их было. Доверяй, как говорится, но ключик лучше иметь свой.
Куранты Белфорта тем временем пробили три раза и жизнь на площади забила ключом, а точнее — водою из шланга.
Иногда, даже памятникам требуются водные процедуры. Городские власти заботятся о чистоте и касается это всех без разбора.
Поел, убери за собой, а если не умеешь, то помогут другие.
Впрочем, занятие это не такое уж хлопотное и вполне остаётся время на личную жизнь. Пока седоков нет можно пообщаться с друзьями.
Или посетить Королевский фламандский театр. Впрочем, мы несколько отвлеклись, в то время как главной целью нашего путешествия является знаменитый алтарь, что в соборе Св. Бавона.
Несколько слов о самом храме. С 942 года ведёт свой отсчёт он. Тогда стояла на месте этом часовня Св. Яна Баптиста. Собор рос, но лишь к XV веку заложат первый камень в строительстве его знаменитой башни. Пройдёт ещё столетие, башню закончат и собор наконец примет современный вид. Сегодня храм по праву является величайшим готическим памятником, а его алтарь — непревзойдённым шедевром мировой живописи.
Увы, фото и видеосъёмка в соборе запрещены. Впрочем, это даже и к лучшему — не отвлекает от возможности восхищаться тому, что подарили нам братья ван Эйки. Уже по прошествии времени, будучи дома и вдали от Гента, размышлял я над тем, чем стал для меня этот шедевр, какие струны души моей затронуло это величайшее произведение.
Так родилось
![](/static/_cmn/spacer.gif)