Тихая зимняя погода и старинный городок на западе Беларуси, один из самых уютных в которых я была. Наверно именно с него я бы и хотела начать рассказывать про небольшие белорусские городки и местечки, каждый из которых интересен и своеобразен сам по себе и каждый из которых открывает что-то новое или наоборот давно забытое в том, кто хочет по нему прогуляться. Впрочем давайте попробуем. Главное никуда не спешить, хоть времени и в обрез...
Попала я в этот городок почти случайно, хоть и давно хотела там побывать: надо было отдать кой-какие документы по работе, а потом я могла быть полностью свободна. Обязательным пунктом в моей программе было и посещение подруги, работающей в этом городке. Она, кстати, еще прошлым летом успела мне все уши прожужжать, как там хорошо, красиво и какие отзывчивые люди там живут.
Ну что ж посмотрим! Пройдемся по центральной улице городка!
Аккуратные деревянные домишки, памятники Великой Отечественной, старые советские кинотеатры и дома культуры – стандартный набор для белорусского провинциального города.
Но вот мы приближаемся к центральной площади и становится более интересно: похоже здесь еще сохранилась рядовая застройка 19 – начала 20 веков.
Впрочем сам город намного старше. Ну что ж, может быть стоит углубиться в его историю (взята мной из матералов бел.сайтов и экскурсий):
«Местечко Ошмяны достоверно известны с 1340-х годов (хотя говорят, что оно существовало еще во время похода великого князя Ярослава I в 1040 г. на Литву). Тогда поселение принадлежало великому князю Гедимину, а от него последовательно переходило к его сыновьям Явнуту, Ольгерду, а затем и к внуку Ягайло. Конец ХІV — начало ХV века — время, беспокойное для города: его осаждают крестоносцы, правда, скорее безуспешно для себя (в хрониках тевтонских рыцарей был известен как Aschemynne). А с 1413 года он считается одним из самых известных центров торговли в пределах Виленского княжества, и до середины ХV века здесь находится один из великокняжеских замков.
Поделенный рекой Ошмянкой город состоял из двух частей: левобережной, которую именовали Новыми Ошмянами, и правобережной — Старые Ошмяны, небольшое поселение, отданное позже, в начале ХVІ столетия, монастырю францисканцев (сейчас от него остались только развалины, но до них я к сожалению не дошла). В Новых Ошмянах находилась резиденция великого князя — поначалу деревянный дворец, обнесенный земляными валами. Впоследствии его превратили в замок, а рядом с ним сформировалась Рыночная площадь с жилыми домами и храмами.
Именно здесь в ночь на 1 сентября 1432 года был совершен государственный переворот: группа литовских феодалов, поддержанная польской знатью, напала на находившегося в Ошмянах великого князя Свидригайло (самого младшего сына Ольгерда) и, низложив его, объявила великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Чудом избежав плена и собрав многотысячное войско, Свидригайло начал войну против своего врага, но 9 декабря того же года был наголову разбит здесь, под Ошмянами. Эта отчаянная борьба за власть продолжалась между соперниками четыре года и закончилась поражением Свидригайло.
С 1566 года началась новая глава в истории Ошмян — город становится центром повета и получает от короля польского и великого князя литовского Сигизмунда ІІ Августа магдебургское право и другие привилеи, а также земли на содержание госпиталя. Тут проходят поветовые шляхетские сеймики, заседают земский и гродские суды повета.В XVI столетии город становится одним из самых известных центров кальвинизма в польско-литовской унии, после того, как Николай Рыжий Радзивилл (1512—1588) основал там коллегиум и церковь.
После Тринадцатилетней войны (1654-1667) с русским царем Алексеем Михайловичем, разоренный город освобождают от налогов, но едва он начал приходить в себя, как новая напасть — шведское нашествие. Вновь грабежи и погромы. К концу ХVІІІ столетия в Ошмянах было чуть более 850 жителей и 142 дома, однако город по-прежнему пользовался самоуправлением. Магистрат заседал в небольшой деревянной ратуше, что стояла на Рыночной площади.
Сегодня на этой площади можно увидеть два белоснежных храма – визитные карточки города: стройный, высокорослый необарочный костел Св. Михаила начала ХХ века и осанистая Свято-Воскресенская церковь второй половины ХІХ столетия, решенная в ретроспективно-русском стиле. Оба храма, до недавнего времени выглядевшие сиротливо и убого, в
1990-х годах буквально возродились на глазах и ныне определяют силуэт древнего города.
Помнит Рыночная площадь и повстанцев 1794 года. Тогда в Ошмянах размещался штаб армии, которую возглавлял член революционного правительства Великого княжества Литовского генерал Якуб Ясинский, увековеченный Адамом Мицкевичем в поэме «Якуб Ясинский». Здесь же формировал свой повстанческий отряд другой соратник Тадеуша Костюшко — Михал Клеофас Огинский.
После разгрома восстания Костюшко и третьего раздела Речи Посполитой, российские войска прибыли в город, сожгли его и убили большое количество его жителей. После этого в 1845 г. город получил новый герб. Постепенно восстановленный, город никогда не смог оправится от потерь, и к концу XIX столетия представлял собой провинциальный город, населенный в основном еврейскими иммигрантами из других областей России. В 1912 г. местной еврейской общине разрешали построить синагогу.
Наступил ХХ век и Ошмяны окунулись в бурный водоворот событий. За семь лет (1915-1922) город пережил калейдоскопическую смену режимов. Тут засыпали при царских чиновниках, а просыпались при кайзеровских офицерах; еще не привыкнув к большевикам, уже встречали легионеров Пилсудского, а затем вновь видели то большевиков, то поляков, то представителей власти Средней Литвы, то функционеров Лиги Наций…
В конце концов чехарда закончилась, и город обрел некую стабильность — до 1939 года вошел в состав Польши как центр повета Виленского воеводства. После объединения Беларуси этот районный центр советские власти перемещали из Вилейской в Молодечненскую область, пока в 1960 году он не оказался в составе Гродненской области, где находится до сих пор, насчитывая сегодня 16 тысяч жителей.
Вот как-то даже не верится, что такая богатая наполненная и своеобразная история была у этого маленького приграничного сейчас городка, который отличается разве что симпатичными деревянными домами с особым уютом обставленными двориками.
Кстати это в нем-то и привлекает уже с первого взгляда! А может все из-за тихой погоды в эту самую лиричную пору года!