«Много столетий назад Марраны (так называли себя Прыгуны) жили в Подземной стране на берегу реки, впадавшей в Срединное озеро. По преданию, они укрылись в подземелье от сильных врагов, которые теснили их со всех сторон. Там, среди скал, Марраны построили город.
В ту далекую эпоху Марраны умели добывать огонь, делали железные орудия, ловили рыбу и охотились на Шестилапых, в изобилии водившихся в окрестностях. Но со временем Марранов стало слишком много, рыбы и звериного мяса им не хватало, а хлебопашеством заниматься на каменистой почве было невозможно.
Марраны под предводительством князя Грона покинули свой сумрачный край. Они попытались отнять у подземных рудокопов часть их обширной равнины, но воины семи подземных королей отбили нападение и выгнали Марранов наверх.
Трудно пришлось Марранам в верхнем мире. Их глаза, привыкшие к вечному сумраку Пещеры, в течение долгих месяцев не могли приспособиться к яркому дневному свету. Переселенцы передвигались только по ночам. Полуслепые, они долго скитались по Волшебной стране, гибли в битвах с ее коренным населением, терпели огромный урон от хищных зверей, умирали с голоду, тонули при переправах через реки. Так прошло несколько лет.
Наконец Грон привел немногочисленную группу беглецов в уединенную, никем не занятую долину, которая и стала их убежищем на целые века. Сначала воспоминания о том, что их предки жили в каком-то странном, мрачном мире, передавались Марранами от отцов к детям, потом воспоминания превратились в легенды, а затем и легенды позабылись. Марраны так долго жили в одиночестве, что люди, обитавшие в других частях Волшебной страны, знали о них очень мало.
Племя Марранов многочисленно, в нем насчитывается несколько тысяч одних только взрослых мужчин. Их страна расположена в круглой долине, окруженной кольцом гор с крутыми склонами. Горы не пропускают в долину ветра, и днем там всегда тепло, зато ночи холодные».
Помните знаменитого «Волшебника Изумрудного города»? А в этом отрывке из четвертой книги-продолжения «Огненный бог Марранов» сказочно рассказано о возникновении одного из первых государственных образований славян — Великоморавского государства.
Самое раннее упоминание о моравах, об оформившемся к тому времени Моравском княжестве и первом моравском правителе Моймире I происходит во франкских документах 822 года. А вот что написал в начале XII века в «Повести временных лет» древнерусский летописец Нестор: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи».
Моймир I до известной степени князь-собиратель моравской земли: в 830 году он завоевывает княжество Прибины с центром в городе Нитра (территория современной Словакии). Его преемник, Ростислав, воздвиг большое количество крепостей и городов, основал столицу Великоморавского государства – город Велеград, точное месторасположение которого до сих пор не установлено.
В 853 году Ростислав заключил дружеские союзы с болгарами и с мелкими чешскими князьями для защиты от многочисленных нападений и осад немецких феодалов. Один из них, Людовик II Благочестивый, предпринял в 855 году поход на Моравию, но результат его был неудачен для немцев: Ростислав не только отразил нападение, но и сам вторгся в соседние баварские земли, признал себя независимым и отказался платить дань имперскому сейму.
Свергнув политическое иго Восточно-Франкского королевства, Ростислав задался целью освободиться от немцев и в церковном отношении, для чего обратился в Константинополь с просьбой прислать проповедников, знакомых со славянским языком. Византийский император Михаил III удовлетворил просьбу Ростислава и послал в 863 году к моравам Кирилла и Мефодия. Их миссионерская деятельность имела основополагающее значение для культурного развития не только Великой Моравии, но и всей Восточной Европы. В Моравии Кирилл и Мефодий, обнаружив отсутствие у местных жителей собственной письменности, изобрели глаголицу. Они переводили церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.
Братья-проповедники пробыли в Моравии более трех лет, после чего их вызвали в Рим, где многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством. Среди богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Однако папа Адриан II в конце концов поддержал миссию Кирилла и Мефодия. В Риме Кирилл тяжело заболел и перед смертью сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола: от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
Мефодий, рукоположенный папой в сан архиепископа Моравии и Паннонии, с учениками вернулся в Моравию, чтобы продолжить преподавание в Великоморавской академии.
Земли Моравии постепенно разрастаются. Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостояние Восточно-Франкскому королевству и Людовику Немецкому, то при Святополке, племяннике Ростислава, Великоморавское государство уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и части Словении. По своему характеру Великая Моравия не являлась централизованным государством и не имела единой системы управления. Местные князья только формально подчинялись Святополку, платили ему дань и по первому требованию выставляли свои войска, но каждое отдельно взятое княжество являлось достаточно самостоятельным.
Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на три года заключить Мефодия в один из бенедиктинских монастырей — Райхенау. Славянская миссия Мефодия в Великой Моравии продолжалась 21 год.
После смерти Мефодия в 885 году князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгую религию, запрещающую многоженство, требовавшую соблюдение многочисленных постов и налагавшую строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.
После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра и Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию, что привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства. История же Моравии, как части Чешского королевства, теперь сплетается с историей Чехии — центра западного славянства.
Исторической столицей Моравии до 1641 года был город Оломоуц, расположенный в центре региона.
С конца XVIII века столицей Моравии стал город Брно.
Сегодня Моравия — исторический регион в восточной части Чешской республики, который включает в себя следующие административные единицы-края: Моравско-Силезский,Оломоуцкий, Злинский, Южноморавский и часть края Высочина. Это самый прекрасный регион Чехии, удивительное место, где сохранились культурное наследие, традиции и памятники одного из первых государственных образований славян — Великоморавского государства.
P.S. Также настоятельно рекомендую прочитать заметку Rainbow Таинственная Моравия.