На площади de la Major возвышается Кафедральный собор, построенный из материалов присущих этой местности.
Здание из белого и зеленого камня стоит рядом со Старым собором. Собором от которого веет древностью. Этот собор родом из 12 века, прозванный старым, носит имя la vieille Major. Здание из розового куроннского камня в плане имеет латинский крест и представляет собой прекрасный образец романской архитектуры Прованса. В 1852 году, чтобы освободить место под строительство нового собора, старое здание решили снести, однако жители Марселя и Французское общество по охране памятников воспротивились этому. В результате у «старого собора» убрали два пролета и колокольню, а бывший собор стал приходской церковью, которая функционировала до середины 20 века. Сейчас древнее сооружение закрыто на реставрацию.Вот так плавно перейдем в 1852 год, когда началось строительство Кафедрального собора. Первый камень в основание был заложен Наполеоном III. Строительство продолжалось 41 год. «Новый собор» стал самым большим французским собором, созданным со времён Средневековья, его здание может принять одновременно 3 000 человек. Архитектура собора (проект Леона Водуайе) сочетает в себе многие стили и направления: византийский стиль (купола, мозаики), романские и готические элементы.
Здание собора состоит из монументального портала с двумя башнями и величественного нефа с капеллами. Перед тем как войти в собор обратим внимание на памятник Анри де Бельзюнса, епископа Марселя в период страшной эпидемии чумы в 1720.
Размеры собора впечатляют. 142 метра в длину; башни возвышаются на 60 метров, центральный купол диаметром 17, метра достигает 70 метров в высоту.
По обе стороны внешнего фасада возвышаются башни с куполами. Над портиком проходит галерея, связывающая башни; здесь расположены скульптуры, изображающие Христа (в центре), апостолов (Пётр и Павел) и святых, особо почитаемых в Провансе (Лазарь, Марта, Максимин, Мария Магдалина). Арка портала украшена сине-золотой мозаикой в стиле одного из мавзолеев Галлы Плацидии в Равенне. В верхней части портика над тройной аркой – небольшая роза, по обеим сторонам которой выполнены мозаичные символические изображения Иерусалима и Вифлеема. Над входными дверями установлены мраморные барельефы: в центре (главный вход) – коронование Богоматери, с восточной стороны – два грифона, охраняющие Древо жизни, а над западным входом – Агнец Апокалипсиса.
Входим в церковь и видим огромное помещение с тремя гигантскими пролётами. Своды арок и опоры выполнены из камня и мрамора, светлый охристый оттенок чередуется с красным. Над главным пролетом свисают флаги. Высокие окна украшены витражами. В третьем пролёте нефа расположена скульптурная группа работы Огюста Карли «Вероника, протирающая лицо упавшего Иисуса».
Свет в храм падает с 60-метровой высоты через восемь сдвоенных сводчатых окон, над которыми расположены круглые витражи-розы. Над каждой из боковых часовен трансепта расположен купол чуть меньшей высоты, чем центральный. В углах, образованных гигантскими опорами, размещены монументальные скульптуры четырех евангелистов работы марсельского скульптора Луи Ботинелли.
В центре находится главный алтарь из каррарского мрамора, украшенный мозаикой работы Анри-Антуана Ревуаля. Над главным алтарём раскинулся балдахин с бронзовым куполом, поддерживаемый колоннами из тунисского оникса.
Всех красот собора не описать. Это только малая часть их, которую нам удалось опознать ввиду дефицита времени.
После осмотра собора дорога наша шла к посадке в автобус.