Шутливая рифма пришла в голову перед написанием этого очерка об улице Гарибальди, хотя данная фраза недалека от истины. В каждом доме находится дворец, а большинство из них занесено в список всемирного наследия Юнеско.
История появления улицы восходит к 1550 году. Проектирование улицы было осуществлено Галеаццо Алесси. Первоначально она называлась Страда-Маджоре, затем Страда-Нуово, а в 1882 году приобрела современное название в честь народного героя Италии Джузеппе Гарибальди.
Осмотр улицы получился от ее начала. Итак в доме № 1 расположен дворец Agostino Pallavicini, построенный в 1558 году. Фасад здания, очень элегантный из серого камня. Портал украшен черепами волов . В настоящее время в здании находится Юнит Кредит Банк
Дом 2 напротив дворец Pantaleo Spinola. Фасад выглядит очень просто, не скажешь , что это дворец. Портал увенчан двумя статуями из мрамораю : Аллегория благоразумия и бдительности.
Дом 3 дворец Lercari Parodi. Это один из трех дворцов, апартаменты которого предоставлялись только наиболее высокопоставленным гостям Генуи, приезжавшим с официальными визитами – римским папам, королям и императорам. Особенно интересна входная группа. Она оформлена довольно скромно, если не считать пары скульптур, которых автор изобразил безрукими, безногими и, самое главное, безносыми. С этой необычной деталью оформления связана целая история. Владелец дворца имел торговые отношения с одной республикой, государь помимо всего прочего любил поигрывать в шахматы.
Коса нашла на камень, когда Леркари сел играть с одним из императорских фаворитов, который в течение всей партии только и делал, что глумился, поднимая на смех и оскорбляя самого Леркари и дорогую его сердцу Геную. Горячий генуэзец, оскорбленный до глубины души, вызвал нахала на дуэль, но император заступился за фаворита, поняв, что тому не сдобровать. Меголло в ярости вернулся в Геную, собрал верных людей, вооружил их как следует, погрузил на две галеры и поплыл обратно в Трапезунду — мстить.
Месть была жестокой . Всех кто встречался на пути генуэзцам лишали ушей и носов. Подданные взмолились о пощеде перед государем и тому не оставалась ничего более ,как выдать своего фаворита на расправу.
После этой истории осмотрим дом 4. Дворец Carrega-Cataldi, построенный в 1561 году. Изначально дом был двухэтажным с двумя мезонинами. В 18 веке дом был видоизменен. Через стекло удалось сфотографировать холл 1 этажа. Видно большое количество скульптур и фресок.
Дом 5 — дворец Angelo Giovanni Spinola коренным образом отличается от предыдущих дворцов росписью своего фасада. Фрески братьев Кальви изображают его заказчиков одетыми, как римские лидеры.
Далее начинаются дворцы наиболее известные для туристов. Дом 7 — дворец Ломеллино. Это здание 16-ого столетия своего рода символ богатства аристократии Генуи того времени, с его богатым художественным оформлением, внутренним двором и фонтаном он представляет собой типичный дворец 16-17-ого столетий. Когда-то это здание принадлежало семье, которая, как считается, финансировала экспедиции Христофора Колумба в Америку. Недавнее открытие фрески 17-ого столетия, нарисованной местным художником, Строцци, является одной из самых известных особенностей дворца. Это был первый дворец, в котором удалось увидеть не только фасад, но и внутренний двор. Большое количество скульптур и фрески купола арки поражают воображение.
Дом 12 дворец , принадлежавший так же одному из Ломеллино , точнее Бальдассаре Ломеллино.
Дворец Дориа-Турси ( 9 дом) был одним из трех генуэзских дворцов, апартаменты которых предоставлялись только наиболее высокопоставленным гостям Генуи, приезжавшим с официальными визитами – римским папам, королям и императорам.
Здание было возведено в 1565-м году архитекторами Доменико и Джованни Понцелло по заказу банкира Николо Гримальди. Это одно из 28-ми генуэзских палаццо, построенных на деньги Гримальди.
С 1848-го года и по настоящее время в Палаццо Дория-Турси располагается муниципалитет Генуи. В настоящее время дворец вмещает в себя, помимо городского управления, несколько залов музея-галереи, разместившейся в соседнем палаццо Бьянко: это картины генуэзской школы живописи XVII и XVIII веков, «Кающаяся Магдалина» Антонио Кановы, коллекции монет и керамики, письма Христофора Колумба и многое другое.
Отдельная гордость экспозиции — скрипки работы Камилло Сивори и Николо Паганини, в частности — знаменитая "Канон", которая хранится там с 1851-го года и которую раз в год извлекают из витрины музея для того, чтобы на ней сыграл кто-то достойный из числа современных музыкантов — от профессоров консерваторий до лауреатов конкурса имени Паганини.
Внутренний двор дворца привлекает своей башней с часами и большим количеством скульптур.
Следующие два дворца наиболее знамениты. В доме 18 — Красный дворец. Его история началась в 1671 году, когда в соответствии с проектом известного архитектора Пьетро Антонио Корради было начато строительство нового дворца для генуэзской семьи Бриньоле-Сале, которое продолжалось шесть лет. Архитектура Красного дворца очень своеобразна. Фасад этого величественного здания выполнен из красного камня и украшен оригинальными львиными масками, которые дополняют украшения окон второго этажа. Здесь же, на фасаде, расположился герб семьи Бриньоле-Сале, на котором изображено сливовое дерево, под которым стоит лев с поднятыми лапами.
После передачи дворца в муниципальную собственность, в его стенах была учреждена художественная галерея, основу экспозиции которой составили коллекции картин известных итальянских художников, а также различные предметы домашнего обихода. К слову, большая часть данной экспозиции ранее принадлежала прежним владельцам, которые передали ее городу вместе с дворцом.
Дом 11 — Белый дворец, построенный в период с 1530 по 1540 год по заказу главы одной из знатный фамилий Генуи Лукой Гарибальди. Изысканная архитектура фасада дворца, великолепное внутреннее убранство – всю эту красоту увидел и я.
К сожалению, то что я увидел отличается от первоначального великолепия , так как. в 1714-1716 годах он был коренным образом перестроен и получил белую облицовку фасада, после чего и стал называться Белый дворец. В 1889 году здание переходит в собственность муниципалитету. После этого начинается процесс превращения дворца в художественную галерею, которая в наши дни стала одной из лучших в Европе. Здесь хранятся картины голландских и итальянских художников, в том числе Караваджо, Веронезе, Йоса ван Клеве, Яна Провоста, а также других, менее известных, но не менее талантливых живописцев, формируя тем самым великолепную коллекцию работ художников XII-XVII столетия.
Закончим эту часть прогулки на площади della Meridiana, откуда и начнем следующее повествование.