Судьбой мне было дано стать крестным дважды — один раз в православной церкви, а другой раз в католической, поэтому есть возможность для некоторого пусть и субъективного сравнения. Крещение мне интересно прежде всего своим таинством связанным с водой, когда заговоренная (святая) вода оказывает воздействие на духовные вибрации человеческого существа. Но кроме сути, которая на мой взгляд выражается прежде всего в приобщении человека пусть зачастую еще и ребенка к высшим материям, а также создании духовных связей между ребенком и его крестными, есть еще и нюансы, связанные с самим процессом таинства.
Многие знают, как это выглядит в православной церкви, когда крещение осуществляется часто в не очень комфортной и уважительной к участникам таинства обстановке. Там доминируют правила и детали обряда над желанием сделать праздник для людей. Так было в нескольких подобных обрядах в России, в которых я участвовал в той или иной роли. В итоге зачастую теряется сам смысл праздника, радость от него и желание участвовать в чем-то подобном в будущем. Кроме того, священники могут внушать людям чувство вины, которое создает в них ощущение своей неполноценности и несовершенства. Конечно не всегда и везде, но я с таким встречался. Таков мой опыт.
Я думал, что у католиков, как у ветви христианства, все устроено схожим образом. А оказалось что совсем нет. Сама церемония проходила в одном из пригородов Цюриха, именно в католической церкви, как решили родители, хотя в Швейцарии благодаря деятельности Кальвина сейчас больше протестантских церквей. Но это неважно. А вот ключевые отличия на мой взгляд:
— По предварительной договоренности церковь закрывается только для одного таинства, которое занимает примерно один час. В это время конечно кто-то посторонний может зайти в храм, но в рабочее время это маловероятно
— Все проводится прямо внутри алтаря, где ставят стулья и участники и гости удобно располагаются на время проведения церемонии
— Все обряды сильно упрощены, например, тройное окунание ребенка в воду заменяется тем, что его лицо три раза омывают священной водой, все вместе читают короткую молитву (в данном случае на немецком), кто не знает наизусть, не проблема — дают бумажку памятку... ну и так далее. Все необходимые процедуры соблюдаются, но делаются упрощенно и очень неторопливо и уважительно по отношению к окружающим
— Священник светел, позитивен и улыбается, для него совершение обряда это тоже праздник, поэтому он старается сделать так, чтобы все прошло на радость людям. Ребенок был веселым и ни разу не заплакал, чего я ни разу не видел в тех процедурах крещения, в которых участвовал в России
— Крестный и крестная по отдельности говорят вслух пожелания для ребенка. Эта часть вообще отсутствует в православии, но она важна так как дает возможность крестным подумать о своих пожеланиях, облечь свои мысли и ощущения в словесную форму и передать их вселенной, ребенку и его родителям. Это мне кажется очень важным для укрепления отношений
— После окончания крещения никаких больше таинств (вроде причастия) не проводится. Это уже сугубо индивидуальное дело в дальнейшем. Люди радостно расходятся и уже отмечают то событие в одном из местных ресторанов
Все это наводит меня на простую мысль о том, что в подобных таинствах как впрочем и во всем остальном, что делается жизни, очень важно правильно ответить на вопрос Как. Можно ведь одно и тоже сделать совершенно по-разному. Можно с любовью и уважением, а можно просто для галочки.
Любовь и уважение они ведь очень легко ощущаются.