Оренбургский ажурный пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России.
А история оренбургского пухового платка такова.
Существует легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо. И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.
Как-то пришли к чабанам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят: "Что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем."
Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески. На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать. Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят. Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы.
Но в это трудно поверить, зная как хозяйственны и практичны восточные скотоводы. Поэтому более достоверной выглядит другая легенда о появлении оренбургского пухового платка…
Согласно ей первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских всадников, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки и поддёвки, связанные из козьего пуха. Платки были без каких-либо узоров и служили лишь для сохранения тепла своему хозяину.
Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели. На земле много пород коз, живущих почти на всех широтах, за исключением самых холодных. Белая безрогая швейцарская; маленькая, аспидно-черная африканская; крупная, грациозная с белоснежной шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая...
Но все эти козы лишены одного из замечательных достоинств, которым одарена коза оренбургская. У них нет такого пуха, как у нее.
Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. Он также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые "около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно". Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел. Столько сделал Рычков для оренбургской земли, не зря ему поставили памятник благодарные потомки.
Но к его голосу, как это у нас часто бывает, не пожелали прислушаться.
В царской России разведение коз велось беспорядочно. Зато еще в начале прошлого столетия к оренбургской козе проявили жадный интерес деловые люди за рубежом. Дороговизна изделий из козьего пуха побудила их создать по примеру оренбургского промысла свою пуховязальную промышленность.
Например, в 1824 году козий пух, закупленный в Оренбургском крае, направлялся для переработки во Францию, где фирма "Боднер" выпускала красивые шали под названием "каша". Фирма получала баснословную прибыль. Примерно в эти же годы английская фирма "Липнер" организовала крупное предприятие по выработке пуховых платков серии "Имитация под Оренбург."
Заготовка и перевозка пуха за тысячи километров обходилась заморским бизнесменам дороговато. И они нашли выход: зачем возить пух, лучше привезти коз, то есть приблизить к себе сырьевую базу.
Оренбургских коз начинают скупать и увозить в Англию, Францию, Южную Америку, Австралию...
Но, несмотря на эти старания, все козы стали безнадежно терять свои выдающиеся пуховые качества. И в течение нескольких лет превратились в обычных коз. Не прижились они и в Англии, а также на прекрасных пастбищах Южной Америки.
И все наконец поняли: для созревания пуха нужны не только благодатные горные луга, но и особые климатические условия. Оренбургская коза лишь в Оренбуржье обретает качества пуховой.
Поэтому только в Оренбуржье и развивался этот промысел.
У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была "глухой". Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка.
палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.
Оренбургские пуховые изделия век назад вязались исключительно вручную. А около 70 лет назад была создана фабрика, давшая толчок развитию машинного производства.
Однако любой, кто разбирается в оренбургских пуховых изделиях, скажет, что ручная работа превосходит фабричную. И на то есть причины:
мастерицы самостоятельно прядут пух (ручная работа касается не только вязания, но и прядения пуха), что положительно сказывается на качестве изделий, выбирают один вид пуха, как правило, весьма высокого качества, процесс прядения пуха и самого вязания занимает от 2 недель до 1 месяца: опытные пуховязальщицы вяжут так, как не может связать ни одна “бездушная” машина.
Высококачественную ручную работу бывает найти сложно даже самим оренбуржцам. Изделия из настоящего оренбургского пуха и вовсе редкость: оренбургских коз осталось не так много, и стоимость оренбургского пуха высока. Соответственно он в меньшей степени используется пуховязальщицами, поскольку спрос на дорогие изделия в Оренбургской области невелик. Подчас, чтобы купить платок, паутинку или палантин из настоящего оренбургского пуха нужно ехать в областные деревни.
Ремесло это очень домашнее. От потомства к потомству все лучшее передается. От матери — к дочери, от бабушки — к внучке.
Не зря, наверное, говорят: для вязальщицы пух и узоры, что для художника кисти и палитра — "материал один, а талант разный". А мастерство здесь в почете. Недаром каждая пуховница в Оренбуржье мечтает связать платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.
Много легенд существует связанных с этим промыслом. Вот одна из них.
Жила-была в селе знаменитая на всю здешнюю округу мастерица-пуховница красавица Аленушка. И мать у нее была пуховница, и бабушка, и прабабушка. Вязали хорошо — с душой, но Алена по всем статьям превзошла и женщин своего рода, и соседушек, и пуховниц иных селений да станиц. Как свяжет она платок да выставит на погляд, к ней очередь в двери стучится: продай, мол, скорее, никаких денег за твое чудо не пожалеем!
Дошла слава Аленки и до отдаленного крепкого села Белозерка, где жила и единолично правила всем и вся помещица Бескудова. А была она — спесивой, своенравной, завистливой — ну чистая Салтычиха из классической литературы!
И захотелось Бескудовой заиметь самый красивый пуховый платок на свете, а чтоб и у Государыни такого не было! Приказала она срочно заложить самую горячую тройку коней, завернулась в обильные шубы и — айда к мастерице. Верхами за ней отставной солдат Савелий еле успевал.
Приехала помещица к мастерице Аленушке. Без очереди в дом вошла, да и с порога заявила: показывай, мол, самое распрекрасное изделие, продай — хорошие деньги заплачу…
А и развернула перед помещицей Аленка свой новый товар! Та увидела такую красоту, вцепилась в платок, скорее сунула Аленке в руку деньги да и к выходу.
По дороге домой Бескудова взгляд от платка не отрывала. Да вдруг как встрепенулась и тройку остановить велела. Подозвала она Савелия да и говорит:
"Ступай, воротись, да к ночи ослепи девку-то! Не дай бог, она платок лучше этого свяжет да соседям продаст! Меня унизит… Не сделаешь — убью самого."
Делать нечего. Поскакал Савелий обратно. И тут такая снежная буря разыгралась — не видно ни зги! Дорога под ногами коня исчезает. Помолился Савелий Богу, да и отпустил уздечку – должен коняга какое-никакое живое поселение найти…И пришел конь в село, Савелий камнем из седла выпал, бездыханный почти — замерз! И стало его мелким снежком засыпать. Нашла его Алёнушка и спасла от гибели. Ну, и тот, конечно, не смог зло совершить. Вернулся он и сказал помещице, что исполнил её приказ. Та не поверила, решила поехать и проверить. А дорогой напали на неё разбойники, принялись у Бескудовой кошельки с деньжищами искать, перстни, кольца, серьги срывать, да и платок драгоценный снять захотели. Да не тут-то было: откуда у бабы сила взялась — скрючила она белые пальцы на шее, вещь не отдает, так этим платком разбойнички ее и задушили.
А Аленка до самого высшего мастерства дошла, ее платками да палантинами, считай, почти треть России была украшена да утеплена, да обласкана. И слава ее приумножилась лучшими ученицами. И до нас — до современности — дошла.
Вот я и захотела посмотреть на эти замечательные изделия и отправилась в Музей изобразительных искусств, где открыта галерея "Оренбургский пуховый платок"
посетила специализированные магазины и рынок. В одном из фирменных магазинов существует музей "Сказ о нетающем узоре."
Вот так выглядит пух ещё не подвергшийся обработке.
Затем из него нужно выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Это медленная и утомительная работа, которая и сто, и двести лет назад выполнялась точно так же.
Затем его несколько раз прочёсывают на специальной гребёнке.
Потом пух промывают в мыльной воде и сушат на воздухе. Сухой, чистый пух прочесывают еще два-три раза, пока не появится блеск.
И только тогда можно начинать прядение на веретене или прялке.
А затем пуховую нить сматывают с тонкой нитью натурального шелка, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова. можно вязать.
И вот какая красота из этого получается.
Поэтому и посвящена песня этому платку, (слова: В. Бокова, музыка Г. Пономаренко),
которую так тепло и задушевно исполняла Людмила Зыкина.
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.
Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.
В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить,
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу.
Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.
На каких только выставках и ярмарках не побывал оренбургский пуховый! И на ВДНХ в Москве,
на всемирной выставке в Брюсселе был удостоен Большой серебряной медали. После выставки в Монреале ажурные платки были сразу же раскуплены как редкие сувениры.
Восторженные отзывы о них были в Японии и Германии и многих других странах.
И они продолжают пользоваться большой популярностью.
А это не относящееся к теме, ну не смогла пройти мимо такой красоты. Настоящие ВАЛЕНКИ!!!
Не подшитые, не старенькие!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Это точно, настолько разнообразны рисунки вязки!