Ещё с утра, дожидаясь открытия Пушкинского, набрёл, совершенно случайно на музей им. Н.К. Рериха, что находится на задворках Музея изобразительных искусств, в Малом Знаменском переулке, на территории городской усадьбы Лопухиных.
Поначалу была идея зайти и сюда. Но два музея кряду... Да и оставшиеся полтора часа свободного времени вряд ли дали бы возможность приблизиться к рериховскому космосу. Здесь торопливость особенно не уместна.Так что программа следующего пребывания в Москве, в общем, определена.
Направляясь в сторону метро "Крапоткинская", никак не отведёшь взгляд от высящейся на противоположной стороне Волхонки громады Храма Христа Спасителя.
Кстати, во время первых посещений Пушкинского музея, в начале 90-х, я застал здесь ещё действующим бассейн "Москва", который был построен на месте разрушенного в 30-е годы Храма.
Разрушать святыни — дело на Руси привычное и, кстати, не только для большевиков. Читал, что при сооружении Храма в позапрошлом веке был снесён "мешавший" женский Алексеевский монастырь. Это, естественно, не могло не смущать современников этих "благих" дел.
В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Алексеевского монастыря Клавдия, после того, как 17 октября 1837 года в монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, приказала приковать себя цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав по поводу строительства нового Храма следующее: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Возможно, конечно, что это легенда, но доподлинно известно, что в первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что многие восприняли это, как дурное предзнаменование.
Многие и в 19 веке, да и сейчас спорят о Храме: эстеты критикуют его за тяжеловесность, другие — за отсутствие намоленности. Мне же Храм нравится и прежде всего как раз в эстетическом плане, особенно его интерьер. А как завораживающе звучат здесь хоровые песнопения, благодаря прекрасной акустике залов!
Да, здесь мало, что напоминает традиционный православный храм, но нужно не забывать, что и изначально он замышлялся не как обычный храм, а как храм-памятник, как символ того, что Россия несет миру истинную религию — православие — и поэтому избрана Богом, свидетельством чему и была чудесная победа над Наполеоном.