Я не поклонница творчества Маяковского и особенно никогда не интересовалась подробностями его биографии. Мне нравились несколько его ранних стихов, что-то подобное этому:
"Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты."
От его личной жизни я была не в восторге, его любовь к Л.Брик мне трудно назвать любовью, но это была его личная жизнь. Более позднее его творчество мне совершенно не нравилось, может быть я чего-то не понимала в нём. Вообщем поэт мне был не интересен, да простят мне это его почитатели.
Но случайно мне попалась история о любви поэта к Татьяне Яковлевой и она произвела на меня впечатление. Эта, наверное, самая трогательная история в его жизни произошла с ним в Париже.
За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева.
Дядя вводит ее в мир светского Парижа. По отзывам современников девушка отличалась необыкновенной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом она тут же вошла в парижский бомонд и обзавелась немалым числом поклонников.
Ей симпатизировал Ф. Шаляпин, с С. Рахманиновым она играет в четыре руки на рояле, танцует с А. Вертинским. Она была манекенщицей модного дома Коко Шанель и на её глазах разворачивался роман Коко Шанель с великим князем Дмитрием Павловичем. Она знакомится с драматургом Жаном Кокто.
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева познакомились 25 октября 1928 года на Монпарнасе. Они сразу же потянулись друг к другу. С первого же дня их знакомства возник новый "пожар сердца," и засветилась "лирики лента" новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события.
Из воспоминания художника В. И. Шухаева : "Маяковский сразу влюбился в Татьяну". И, дальше: "... когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом. О том, что они внешне составляли хорошую пару, говорили и другие."
Они гуляли по улицам Парижа,
сидели в кафе, где он читал ей свои стихи.
Автор картин Криста Киффер — уроженка Германии. Художница живет в США, но пишет картины о Париже времен XIX века. Ее потрясающие работы полны обаяния и духа того времени.
"Маяковского восхищала ее память на стихи, ее "абсолютный" слух, и то, что она не парижанка, а русская, парижской чеканки... элегантная и воспитанная, способная постоять за себя! " (Ал. Михайлов. ЖЗЛ )
За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Это были первые любовные послания (с 1915 года) , посвященные не Л.Брик.
Поэт покидал Париж, переполненный тревогой и надеждой. Ему так и не удалось уговорить Татьяну поехать с ним в Россию, но и категорического отказа он тоже не услышал.
Из Москвы в Париж летят письма, телеграммы. Письма просящие, нежные, требовательные, умоляющие.
"Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем.
Я все равно тебя когда-нибудь возму Одну или вдвоем с Парижем."
Татьяна же пишет матери:" Если я когда-либо хорошо относилась к моим поклонникам, то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но ещё больше из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения...Я до сих пор по нему скучаю... М. меня подхлестнул, заставил ( ужасно боялась показаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное остро вспомнить Россию...Это первый человек сумевший оставить в моей душе след."
Маяковский снова приезжает в Париж, но он уезжает без Татьяны.
От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви ему осталась тайная печаль, а нам — волшебное стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой"
Ей остались цветы.
Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил в банк на счет известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов
гортензий,
фиалок,
чёрных тюльпанов,
орхидей и роз.
Парижская фирма четко выполняла указания сумасбродного клиента — и с тех пор, невзирая на погоду и время года, из года в год в двери Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: “От Маяковского”.
Его не стало в тридцатом году и это известие ошеломило её. Она привыкла к тому что он где-то есть и шлёт ей цветы.
Но в распоряжении, оставленном цветочной фирме поэтом, не было ни слова про его смерть. И на следующий день на ее пороге возник рассыльный с неизменным букетом и неизменными словами: “От Маяковского”.
Говорят, что великая любовь сильнее смерти, но не всякому удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому удалось.