Великолепные карфагенские оливки навели римского сенатора Катона Старшего на мысль о необходимости уничтожения Карфагена — процветающего, несмотря на две Пунические войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.
В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: «Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода». Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю: «Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delendam esse).
Этой фразой Марк Порций Катон Старший (234 — 149 гг. до н. э.) заканчивал все свои речи в сенате вне зависимости от их тематики. Даже когда он произносил речь о том, что Тибр размыл набережную, которую надо укреплять, или о том, что римский водопровод местами прохудился и нужно выделить средства на его ремонт. Нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорил: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре. Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен».
Катону не было суждено дожить до осуществления своего желания всего три года. Весной 146 г. до н. э. римляне штурмом ворвались в город, но ещё 6 дней шла ожесточённая битва. После падения города 55 000 его жителей были обращены в рабство. Сенат постановил уничтожить город. Карфаген был вновь подожжён и горел ещё 17 дней. Его территории была перепахана плугами, площадь навеки предана проклятию, земля посыпана солью. Античная Хиросима.
С 1974 года Карфаген является мировым историческим достоянием и охраняется ЮНЕСКО. Раскопки Карфагена ведутся с XIX века и сейчас это обширный археологический парк, занимающий 545 га, где послойно, фундамент на фундаменте, расположились цивилизации.
Во время раскопок археологи находят в основном памятники римского Карфагена. Лишь иногда удается обнаружить пунические артефакты, ведь как писал Ю.Б. Циркин в книге «Карфаген и его культура» римляне при разрушении города «потрудились на совесть».
Находки, сделанные при раскопках, демонстрируются в Национальном музее Карфагена (Musee National de Carthage) на холме Бирса рядом со зданием Кафедрального собора Людовика IX (Cathedrale St. Lois, 1890) в византийско-мавританском стиле.
Это самый старый музей Туниса, построенный в 1875 году, находится в очень символичном месте. Именно здесь, в 814 году до н. э., был заложен первый камень древнего города. Будучи свидетелем важных археологических находок, музей является хранителем наследия пунического, римского и византийского периодов Карфагена.
Национальный музей Карфагена расположен в здании бывшей католической духовной семинарии, построенной французскими монахами.
С благословления кардинала Шарля Лавигье (Charles Martial Lavigerie) монахи Белого Священства в течение века собирали коллекцию. Экспозиция музея была значительно расширена в результате раскопок европейских археологов, в частности, Альфреда Делатрэ (Alfred Louis Delattre) и Пьера Синтаса (Pierre Cintas). В 1990 году проведена значительная реструктуризация коллекции с учетом новых открытий на месте Карфагена, полученных международными организациями под эгидой ЮНЕСКО с 1972 года.
Раскопки различных периодов на месте Карфагена обнаружили множество предметов, характеризующих финикийскую цивилизацию: пуническая керамика, масляные лампы, маски из стекла, бритвы из бронзы, стелы из песчаника, финикийские надписи на черном мраморе и даже амулеты египетских богов (Исиды, Осириса, Гора), указывающие на связь между финикийцами и Древним Египтом.
На месте раскопок обнаружены большие мраморные саркофаги пунической эпохи (IV век до н.э.),
особенно уникальны саркофаг жреца с рукой, поднятой в жесте благословения, и саркофаг жрицы.
Блокадный Карфаген 149 — 146 годов до н.э. представлен стрелами, мечами, камнями и ядрами катапульты.
Римская эпоха Карфагена отображается многочисленными бюстами, скульптурами и барельефами.
Самым монументальным экспонатом римской скульптурной части коллекции является копия гигантской головы принцессы Антонины. Оригинал колонизаторы-французы выставили в Лувре.
Коллекция римской мозаики не сопоставима с коллекцией музея Бардо, но факт остается фактом, что и в Национальном музее Карфагена выставлены подлинные шедевры.
Панель из мрамора и известняка показывает матрону, сидящую в ванной в окружении двух слуг, один из которых держит зеркало, а другой — корзинку с различными драгоценными украшениями. По краям мозаики художник представил различные банные принадлежности: пара сандалий, корзину белья, кувшин и т. д.
В разделе, посвященном византийской и раннехристианской эпохе Карфагена, привлекает внимание мозаика четырех евангелистов с крестом в центре сферы. Эта работа символизирует триумф христианства в его распространении на севере Африки.
Знаменитая мозаика «Дама Карфагена» датируется XI веком н. э. и традиционно считается портретом византийской императрицы.
В залах музея есть также макеты, позволяющие увидеть, как выглядел город во времена его процветания, и картины Карфагена пунического и Карфагена римского.
А во внутреннем и внешнем дворах Национального музея Карфагена представлены фрагменты огромных панно с римскими мозаиками и фрагменты былого величия.
Карфаген символично олицетворяет легендарную птицу Феникс, сгорающую в пламени, а затем возрождающуюся из пепла. Тунисцы считают: «Карфаген должен возродиться и вновь обрести величие!».
Так явственно из глубины веков
Пытливый дух готовит к возрожденью
Забытый гул погибших городов
И бытия возвратное движенье.
(А. Блок)